Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева, журналист Upstudy.ru

Как школьнику без мучений одолеть точные науки

Люди делятся на гуманитариев и технарей, так нам говорили. Поэтому любой школьник знает: не дается алгебра – значит, я гуманитарий. Однако настоящая причина проблем с точными науками гораздо глубже. О том, стоит ли сдаваться после первой неудачи и как выучить сложные предметы без лишних нервов, рассказывают преподаватели и психологи.

Люди делятся на гуманитариев и технарей, так нам говорили. Поэтому любой школьник знает: не дается алгебра – значит, я гуманитарий. Однако настоящая причина проблем с точными науками гораздо глубже. О том, стоит ли сдаваться после первой неудачи и как выучить сложные предметы без лишних нервов, рассказывают преподаватели и психологи.

Принято считать, что физика, алгебра, геометрия – это очень трудно в отличие от гуманитарных предметов. Преподаватель математики Руслан Пронькин с этим категорически не согласен. «Основная, на мой взгляд, особенность физико-математических уроков в последовательности изложения материала, когда без знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих этапах, сложно, а порой и невозможно понять и освоить следующие темы», – говорит он. «Понимание технического предмета надо строить, как дом. Нельзя построить третий этаж, если не построен второй, первый и фундамент», – соглашается с коллегой преподаватель физики и математики Никита Тарасов.

Корень всех бед

По словам преподавателей, основная причина всех трудностей с точными науками у школьников – отсутствие последовательной, точной и строгой работы, принципиального контроля и самоконтроля. Все сложности складываются из пробелов и ошибок на предыдущих этапах.

Поэтому бывает проще сказать о своей неспособности к точным наукам, чем приложить усилия и получить результат, считает Руслан Пронькин. «У моей ученицы явно выраженный художественный талант – она прекрасно и интересно рисует. Тем не менее это не мешает ей понимать математические темы. Фраза «не даются» предполагает пассивность. Не даются – пусть не даются, а ты возьми‑ка сам!» – убежден преподаватель.

Учитель тоже не все знает

Другой важный момент – авторитет школьного учителя. Чем авторитетнее учитель для ученика, тем сильнее школьник тянется к знаниям по его предмету. Повышая свою успешность и компетентность, учитель также помогает своему ученику, говорит Руслан Пронькин. Его коллега, в свою очередь, советует учителям преподносить материал с практическим смыслом, тем самым вызывая интерес у ученика. Можно рассказывать о том, в каких конкретных жизненных ситуациях пригодятся полученные знания.

Нередко проблемой становится и низкая квалификация учителей в непрофильных школах. «Учителя сами часто знают только то, что положено по школьной программе. Как следствие, не могут заинтересовать, не могут выявить, с какого места у ученика начинаются пробелы в знаниях», – делится наблюдениями Никита Тарасов.

Нужна помощь – попроси!

Но, каким бы ни был школьный преподаватель, ученику нужно самому максимально осознанно подходить к каждому этапу обучения. Важно при этом ставить перед собой цели и идти к их достижению, убежден Руслан Пронькин.

Не бояться признаться в своих трудностях рекомендует Никита Тарасов. «Самое плохое, что учителя в школе легко обмануть. Списал, помогли и так далее. Учитель думает, что ученик неплохо разобрался, а на самом деле – нет. Не нужно бояться смотреть правде в глаза. Нужна помощь – попроси о ней учителя, родителей, друзей. Не скрывай проблему – расскажи о ней. Взрослые помогут либо сами, либо с репетитором», – советует преподаватель.

Репетитор действительно нужен, если появилось критическое отставание по предмету и преодолеть его с помощью учителей и родителей уже не получается, соглашаются преподаватели. К подбору репетитора нужно отнестись очень внимательно. Потенциальный успех виден уже после первых двух занятий, говорит Руслан Пронькин.

Право на ошибку

Помочь преодолеть страхи и понять трудный предмет могут и родители, полагает психолог Галия Камольдинова. Для начала им стоит умерить свои ожидания, ведь за страхом из‑за плохой оценки скрывается боязнь разочаровать родителей. Поэтому попробуйте повысить самооценку ребенка: хвалите за старания, не оценивая результат. «Пусть это будет не математика, а физкультура – неважно. Главное, что есть область, где он успешен. Чем больше ситуаций успеха в опыте ребенка, тем крепче вера в себя и собственные силы», – говорит психолог. Признайте право ребенка на ошибку: если что‑то не получилось сегодня, получится завтра.

Нет людей, абсолютно не способных к точным наукам. Есть пробелы в знаниях, которые можно восполнить, если есть желание, упорство и понимающие родители. Признаться в том, что чего‑то не понял, – не стыдно и не страшно. Именно с этого шага начинается интересный путь к точным наукам.

ЕГЭ по математике профильного уровня в 2016 г. сдавали 439 тыс. участников. Число участников, набравших более 60 баллов (уровень массовых инженерных и экономических вузов), увеличилось со 118 тыс. в 2015 г. до 128 тыс. в 2016 г.

По данным Рособрнадзора, результаты ЕГЭ по математике базового уровня в этом году существенно улучшились. Количество участников, получивших неудовлетворительный результат, сократилось – с 7,4 % в 2015 г. до 4,7 % в 2016 г. Средний балл участников составил 4,14 против 3,95 в 2015 г. (по пятибалльной шкале).

Закрыть