Яндекс.Метрика
  • Алексей Дементьев

Как избавляют Петербург от старых батареек и шин

Что сейчас происходит с полигоном Красный Бор, когда нужно начинать обучение раздельному сбору мусора, куда девать старые автомобильные шины и использованные батарейки – в интервью "Петербургскому дневнику" рассказал председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Игорь Григорьев.

Что сейчас происходит с полигоном Красный Бор, когда нужно начинать обучение раздельному сбору мусора, куда девать старые автомобильные шины и использованные батарейки – в интервью "Петербургскому дневнику" рассказал председатель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Игорь Григорьев.

"Петербургский дневник": Игорь Александрович, тема полигона Красный Бор не сходит со страниц газет. Что сейчас там происходит?

Игорь Григорьев: Вопрос рекультивации полигона – это вопрос не одного дня. То, что мы сделали за последний год, – это ликвидация аварийной ситуации, которая там сохранялась достаточно длительное время. Наша задача была – убрать эти аварийные риски для того, чтобы не было переливов отходов, чтобы они не попадали в ручей. Мы расчистили каналы на полигоне, занимались ремонтом обваловки карт, установили видеонаблюдение, ограждение и освещение.

Мы смогли привести полигон в рабочее состояние. Главный вопрос, который был решен в этом году, – принято решение, что полигон не будет принимать отходы.

"Петербургский дневник": А что будет с недостроенным экспериментальным заводом для переработки токсичных промышленных отходов на полигоне?

Игорь Григорьев: Завод, который там проектировался, был задуман более 15 лет назад, он морально устарел. Губернаторами Санкт-Петербурга и Ленинградской области Георгием Полтавченко и Александром Дрозденко принято совместное решение, что такой завод там существовать не будет.

Буквально месяц назад были и непонятные сообщения в СМИ о сборе подписей против проекта строительства мусоросжигательного завода на полигоне.

Есть четкое решение правительства города, что и этого завода там не будет. Были какие‑то личности, которые будоражили население и СМИ. Несли откровенную ложь, что якобы даже радиоактивные отходы были на полигоне. Это чушь! У них был свой конкретный умысел. Люди баллотировались на выборах и хотели заработать политические очки.

"Петербургский дневник": Сколько объектов пополнит число особо охраняемых природных территорий Петербурга?

Игорь Григорьев: Сейчас таких территорий 15, готовятся документы еще по двум. Одна из них – Сосновка.

"Петербургский дневник": Но ведь там находится спортивно-стрелковый клуб. Раньше были жалобы на то, что после стрельбы почва загрязняется свинцом.

Игорь Григорьев: Само стрельбище занимает не очень большую территорию парка. Мы неоднократно исследовали ее на загрязненность свинцом, по подсчетам, в землю попадает до 10 т свинца в год. Однако надо учитывать, что дробь разлетается после выстрела на ограниченное пространство, выстрел не далее 200 м. Сейчас с клубом налажен диалог по ликвидации загрязнения. Мы им рекомендовали забетонировать площадку.

"Петербургский дневник": Вы сами не охотник?

Игорь Григорьев: У меня есть ружье, но последний раз на охоте был 15 лет назад, больше не тянет.

"Петербургский дневник": Не так давно в Петербурге стали изымать технику у "авторов" незаконных свалок. Насколько действенна эта мера?

Игорь Григорьев: Мы постарались найти новый способ убедить участников рынка не заниматься несанкционированными свалками. В этом году было возбуждено около пяти уголовных дел по фактам таких свалок. Комитет давал оценку негативному влиянию на животный мир, и это позволило правоохранительным органам возбуждать дела. Были изъяты и грузовики, и бульдозеры.

Нам в этой работе помогали ФСБ России, СК РФ, природоохранная прокуратура. Сработал определенный психологический момент – техника дорогая, но, когда ее изъяли, она просто стоит на площадке без дела и не приносит прибыли. А до использования такой меры создатели свалок просто платили небольшой штраф, 5 тыс. рублей.

"Петербургский дневник": Как развивается в городе программа по установке экотерминалов и экобоксов, с помощью которых можно избавиться от старых ламп, батареек и т. д.?

Игорь Григорьев: В прошлом году был установлен рекорд по сбору батареек, в этом году его превзойдем. Уже собрано более 37 т батареек и аккумуляторов, для сравнения: за весь 2015 г. эта цифра была равна 30 т.

Только за последние 1,5 года мы увеличили число точек для размещения экобоксов со 100 до 700! Сейчас мы по поручению губернатора Санкт-Петербурга активно устанавливаем экобоксы в школах. Начали с Красносельского района, там экобоксы появятся в 44 школах.

Почему нам интересны в данном случае школы? Если дети начинают аккуратно разделять мусор, то и родители к ним прислушиваются и тоже приступают к раздельному сбору мусора.

Надо отметить, что и бизнес активно включился в эту программу, например X5Retail Group. В ее магазинах тоже устанавливают экобоксы.

"Петербургский дневник": У нас в городе более 1 млн автомобилей. А что происходит с отработанными шинами, как от них избавиться?

Игорь Григорьев: Их, как и старую бытовую технику, аккумуляторы, можно сдать в экомобили и стационарные пункты по приему отходов (график стоянок экомобиля и адреса пунктов вы можете найти в Интернете по адресу: www.infoeco.ru/ecomobile).

Проблема с шинами решается – на полигоне Красный Бор их складировано около 17 тыс. т, там уже установлено оборудование для их переработки.

Отмечу, что летом на ПМЭФ было подписано соглашение о строительстве завода по утилизации резинотехнических изделий и отработанных шин.

"Петербургский дневник": Мы все‑таки и морская столица, помимо автомобильных шин хватает и старых судов.

Игорь Григорьев: В октябре подведомственное комитету предприятие "Экострой" на своей базе в Горской возобновило работу по утилизации судов. Это непростая работа – надо выпаривать нефтепродукты, которые находятся внутри судна. Кстати, именно в Горской мы планируем создать нашу базу природоохранного флота.

Фото: КПП ООС и ОБЭБ по СПб

"Петербургский дневник": Хватает ли вам техники для работы?

Игорь Григорьев: Мы значительно ее обновили за последнее время.

Обновлен экомобиль, закуплен новый автомобиль для вывоза опасных отходов с точек сбора.

За год изготовим уже 4 тыс. экобоксов, так как они очень востребованы. Появилась новая техника у предприятия "Ленводхоз".

Закуплены экскаваторы-амфибии, экскаватор-погрузчик, ломовоз (сам на себя мусор грузит) и т. д.

Пятилетний срок эксплуатации для автомобилей, задействованных в вывозе отходов, серьезный. В год у них пробег более 100 тыс. км.

"Петербургский дневник": Помогает ли федеральный бюджет?

Игорь Григорьев: Впервые за последние 4 года удалось добиться выделения субсидий из федерального бюджета.

Это средства на капитальный ремонт гидротехнических сооружений Красногородской бумажной фабрики и плотины Орловского пруда в Стрельне.

"Петербургский дневник": 2017 г. объявлен Годом экологии. Что готовит комитет в следующем году?

Игорь Григорьев: Для себя мы определили слоган Года экологии.

Он звучит как "Любовь к родине = любовь к природе".

У нас в планах – 63 мероприятия, которые пройдут в 2017 г. в рамках Года экологии.

Фото: КПП ООС И ОБЭБ ПО СПБ

Это работа по совершенствованию системы переработки опасных отходов, программы по ремонту и реконструкции тепловых сетей, реконструкция котельных, выставки, форумы, акции, конкурсы, информационная кампания о городских заказниках и правилах поведения на их территории и многое другое.

Мы понимаем, что за год решить все экологические проблемы невозможно. Но активизировать формирование ответственного отношения к окружающей среде, выявить наиболее важные вопросы в области экологии и охраны окружающей среды  и создать механизмы их практического решения, дать старт крупным, значимым экологическим проектам вполне реально.

Соглашусь с мнением специального представителя президента Российской Федерации по вопросам экологии Сергея Борисовича Иванова о том, что бережное отношение к окружающей среде – это не только требование времени, это условие технологического прогресса и развития отечественной экономики и социальной сферы.

Закрыть