Яндекс.Метрика
  • Ирина Тищенко

Ретросостав покажет прошлое подземки Петербурга

К своему 61-му дню рождения, который отмечается 15 ноября, Петербургский метрополитен выпустил на линию уникальный ретросостав из четырех вагонов, рассказывающий об истории строительства метро, его уникальных сооружениях, типах вагонов и нереализованных проектах. О том, как в подземке ожила история, читайте в материале "ПД".

К своему 61-му дню рождения, который отмечается 15 ноября, Петербургский метрополитен выпустил на линию уникальный ретросостав из четырех вагонов, рассказывающий об истории строительства метро, его уникальных сооружениях, типах вагонов и нереализованных проектах. О том, как в подземке ожила история, читайте в материале "ПД".

Ретропоезд появился на красной линии петербургского метро в субботу, 12 ноября. В депо "Автово" он ждал своих пассажиров – ветеранов метрополитена, тех, кто когда‑то управлял составами, строил, открывал и ремонтировал станции метро. Гости с интересом изучали воссозданные вагоны старого поезда.

Фото: Baltphoto / А. Пронин

По словам первого заместителя начальника ГУП "Петербургский метрополитен" Евгения Козина, это результат труда настоящих энтузиастов, сотрудников многих служб подземки. Только благодаря их усилиям ретросостав стал выглядеть как новый.

Фото: Baltphoto / А. Пронин

История в старом поезде

Состав состоит из четырех вагонов, именно такие составы курсировали по линии полвека назад. Каждый из вагонов состава-музея посвящен отдельной теме. Так, первый рассказывает о том, с чего начинался Ленинградский метрополитен. Здесь можно увидеть фотографии первых документов, связанных с началом подземной стройки, и портреты первых руководителей подземки.

Фото: Baltphoto / А. Пронин

Экспозиция, размещенная во втором вагоне, посвящена уникальным сооружениям. Одно из таких – ныне закрытая станция "Дачное", которая в июне 1966 г. появилась недалеко от электродепо "Автово". Ее вестибюль располагался на Трамвайном пр. в створе бульвара Новаторов.

В те годы район, расположенный южнее станции "Автово", активно застраивался, поэтому Кировско-Выборгская линия нуждалась в продолжении. Так в ленинградском метро появилась первая и единственная открытая наземная станция, просуществовавшая 11 лет. "Дачное" закрыли в 1977 г. после запуска участка "Автово" – "Проспект Ветеранов", с появлением "Ленинского проспекта" в ней больше не было необходимости. Кроме того, частые осадки, высокая влажность воздуха и сильный ветер негативно сказывались на состоянии конструкций метрополитена. Поэтому в дальнейшем было принято решение такие станции не строить.

Фото: Baltphoto / А. Пронин

Отдельные стенды второго вагона посвящены истории ликвидации страшной аварии – размыва, произошедшего на красной линии метро в конце прошлого века.

В третьем – подробный рассказ о составах, которые в разные годы использовали в метрополитене. Например, о вагонах типа "Д": они первыми вышли на линию и перевозили пассажиров вплоть до 1995 г. Рядом рассказ о самых современных образцах техники, которые один за другим приходят на службу в подземку.

В четвертом вагоне собраны интересные факты о нереализованных проектах Петербургского метрополитена. В частности, проекты наземных вестибюлей, которые в свое время были предложены архитекторами, но до их реализации дело так и не дошло.

Или вот интересный факт о станции метро "Чкаловская". Изначально предполагалось, что ее подземный вестибюль украсит панно с изображением моделей самолетов и портретами героев-летчиков, совершивших исторический перелет по маршруту Москва – Ванкувер, но эта идея так и осталась на бумаге.

Из прошлого в будущее

В планах Петербургского метрополитена выпускать ретросостав только в праздничные дни. Ветеранам метрополитена он понравился. Они с интересом рассматривали стенды и вспоминали, как им приходилось работать, когда Ленинградский метрополитен только открылся. Бывшая сотрудница "Метростроя" (СМУ-19) Нина Амосова рассказала "ПД", как готовили станции к встрече пассажиров.

"Я помню, как в 1958 г. (в то время как раз училась в строительном техникуме и проходила практику) возводили новое здание Финляндского вокзала. Я тогда была очень молодая, с удовольствием выполняла все работы. Когда закончила техникум, трудилась в аппарате организации и на объекты не особенно часто выезжала. Но бывало, что и по тоннелям ходила, смотрела станции, а уж перед запуском мы все мыли стены, окна, колонны, полы, наводили последний блеск, который потом видели пассажиры. Так было и на "Черной речке", и на "Проспекте Просвещения" и на "Лиговском проспекте", – рассказала Нина Амосова.

Не меньше ретросостава ветеранов впечатлил новый состав, который стоял на соседней канаве электродепо "Автово".

Фото: Baltphoto / А. Пронин

"Мы не стоим на месте, развиваемся, применяем и внедряем новые технологии. Тому подтверждением новый подвижной состав. Он оснащен асинхронным тяговым электроприводом, что повышает плавность хода и комфорт для пассажиров", – отметил Евгений Козин.

Этот состав в метрополитене называют красным из‑за непривычного цвета. Сегодня, в день рождения петербургского метро, он впервые вышел на старейшую Кировско-Выборгскую линию. На карте подземки она проведена красным цветом.

Фото: Baltphoto / А. Пронин

По словам Евгения Козина, на этом направлении будут работать три красных состава, два из них уже прибыли в Санкт-Петербург, прошли испытания и подготовлены к выходу на линию.
"Пока один будет перевозить пассажиров, на другом будут проходить обучение машинисты", – сообщил Евгений Козин.

Третий красный состав должен прибыть в Петербургский метрополитен до конца этого года.

Закрыть