Ретросостав покажет прошлое подземки Петербурга
К своему 61-му дню рождения, который отмечается 15 ноября, Петербургский метрополитен выпустил на линию уникальный ретросостав из четырех вагонов, рассказывающий об истории строительства метро, его уникальных сооружениях, типах вагонов и нереализованных проектах. О том, как в подземке ожила история, читайте в материале "ПД".
Ретропоезд появился на красной линии петербургского метро в субботу, 12 ноября. В депо "Автово" он ждал своих пассажиров – ветеранов метрополитена, тех, кто когда‑то управлял составами, строил, открывал и ремонтировал станции метро. Гости с интересом изучали воссозданные вагоны старого поезда.
По словам первого заместителя начальника ГУП "Петербургский метрополитен" Евгения Козина, это результат труда настоящих энтузиастов, сотрудников многих служб подземки. Только благодаря их усилиям ретросостав стал выглядеть как новый.
Фото: Baltphoto / А. Пронин
История в старом поезде
Состав состоит из четырех вагонов, именно такие составы курсировали по линии полвека назад. Каждый из вагонов состава-музея посвящен отдельной теме. Так, первый рассказывает о том, с чего начинался Ленинградский метрополитен. Здесь можно увидеть фотографии первых документов, связанных с началом подземной стройки, и портреты первых руководителей подземки.
Фото: Baltphoto / А. ПронинЭкспозиция, размещенная во втором вагоне, посвящена уникальным сооружениям. Одно из таких – ныне закрытая станция "Дачное", которая в июне 1966 г. появилась недалеко от электродепо "Автово". Ее вестибюль располагался на Трамвайном пр. в створе бульвара Новаторов.
В те годы район, расположенный южнее станции "Автово", активно застраивался, поэтому Кировско-Выборгская линия нуждалась в продолжении. Так в ленинградском метро появилась первая и единственная открытая наземная станция, просуществовавшая 11 лет. "Дачное" закрыли в 1977 г. после запуска участка "Автово" – "Проспект Ветеранов", с появлением "Ленинского проспекта" в ней больше не было необходимости. Кроме того, частые осадки, высокая влажность воздуха и сильный ветер негативно сказывались на состоянии конструкций метрополитена. Поэтому в дальнейшем было принято решение такие станции не строить.
Фото: Baltphoto / А. ПронинОтдельные стенды второго вагона посвящены истории ликвидации страшной аварии – размыва, произошедшего на красной линии метро в конце прошлого века.
В третьем – подробный рассказ о составах, которые в разные годы использовали в метрополитене. Например, о вагонах типа "Д": они первыми вышли на линию и перевозили пассажиров вплоть до 1995 г. Рядом рассказ о самых современных образцах техники, которые один за другим приходят на службу в подземку.
В четвертом вагоне собраны интересные факты о нереализованных проектах Петербургского метрополитена. В частности, проекты наземных вестибюлей, которые в свое время были предложены архитекторами, но до их реализации дело так и не дошло.
Или вот интересный факт о станции метро "Чкаловская". Изначально предполагалось, что ее подземный вестибюль украсит панно с изображением моделей самолетов и портретами героев-летчиков, совершивших исторический перелет по маршруту Москва – Ванкувер, но эта идея так и осталась на бумаге.
Из прошлого в будущее
В планах Петербургского метрополитена выпускать ретросостав только в праздничные дни. Ветеранам метрополитена он понравился. Они с интересом рассматривали стенды и вспоминали, как им приходилось работать, когда Ленинградский метрополитен только открылся. Бывшая сотрудница "Метростроя" (СМУ-19) Нина Амосова рассказала "ПД", как готовили станции к встрече пассажиров.
"Я помню, как в 1958 г. (в то время как раз училась в строительном техникуме и проходила практику) возводили новое здание Финляндского вокзала. Я тогда была очень молодая, с удовольствием выполняла все работы. Когда закончила техникум, трудилась в аппарате организации и на объекты не особенно часто выезжала. Но бывало, что и по тоннелям ходила, смотрела станции, а уж перед запуском мы все мыли стены, окна, колонны, полы, наводили последний блеск, который потом видели пассажиры. Так было и на "Черной речке", и на "Проспекте Просвещения" и на "Лиговском проспекте", – рассказала Нина Амосова.
Не меньше ретросостава ветеранов впечатлил новый состав, который стоял на соседней канаве электродепо "Автово".
Фото: Baltphoto / А. Пронин"Мы не стоим на месте, развиваемся, применяем и внедряем новые технологии. Тому подтверждением новый подвижной состав. Он оснащен асинхронным тяговым электроприводом, что повышает плавность хода и комфорт для пассажиров", – отметил Евгений Козин.
Этот состав в метрополитене называют красным из‑за непривычного цвета. Сегодня, в день рождения петербургского метро, он впервые вышел на старейшую Кировско-Выборгскую линию. На карте подземки она проведена красным цветом.
Фото: Baltphoto / А. ПронинПо словам Евгения Козина, на этом направлении будут работать три красных состава, два из них уже прибыли в Санкт-Петербург, прошли испытания и подготовлены к выходу на линию.
"Пока один будет перевозить пассажиров, на другом будут проходить обучение машинисты", – сообщил Евгений Козин.
Третий красный состав должен прибыть в Петербургский метрополитен до конца этого года.