Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева, журналист Upstudy.ru

Семейный психолог Галия Камольдинова: в словаре жертвы отсутствует слово "нет"

Сын вновь пришел из школы и жалуется, что у него недостаточно продвинутый гаджет? Дочь требует купить брендовую одежду, чтобы быть «как все нормальные люди»? Скорее всего, вашим детям не дает спокойно жить конкуренция в школе.

Сын вновь пришел из школы и жалуется, что у него недостаточно продвинутый гаджет? Дочь требует купить брендовую одежду, чтобы быть «как все нормальные люди»? Скорее всего, вашим детям не дает спокойно жить конкуренция в школе.

Как с этим бороться и можно ли извлечь из конкуренции пользу, рассказывает петербургский семейный психолог Галия Камольдинова.

Часто ли дети сталкиваются с таким понятием, как «конкуренция»?

С конкуренцией мы столк­немся в семьях с несколькими детьми с небольшой разницей в возрасте. Малыши попадают в условия дефицита прежде всего внимания родителей и вынуждены осваивать навыки конкурентного поведения. Такой опыт формирует устойчивость к ситуациям соперничества. Единственные дети в семье сталкиваются с конкуренцией за пределами дома. Для них конкурировать – значит испытывать сильный стресс.

Насколько неизбежна конкуренция именно в школе?

Конкуренция в школе – явление частое, но не обязательное. Конкуренция рождается в ситуации ограниченного ресурса, реального или воображаемого. Например, признание окружающих, которое хочет получить каждый школьник. Если не складываются отношения с одноклассниками, ребенок чувствует себя исключенным из сообщества. Это подрывает веру в себя.

Когда конкуренция идет школьнику на пользу, а в каких случаях стоит насторожиться?

Конкуренция – это соревнование, которое меняет привычки, заставляет лучше использовать свои способности, призывает быть внимательнее. Сравнение с другими позволяет оценивать собственные возможности и перспективы. Четкое осознание своих плюсов и минусов дает толчок к развитию и поиску новых целей.

Однако при нездоровой конкуренции преимущества одного идут в ущерб другому. Начинается борьба за место под солнцем, и ребенок воспринимает других детей исключительно как противников, которых нужно «победить». Так рождаются «победители по жизни», которым важно демонстрировать окружению свои так называемые достижения.

Высокий статус среди сверстников, дорогие аксессуары, брендовая одеж­да, накачанные мышцы или вызывающая манера держаться – все, что может внушить окружающим мысль о твоем превосходстве.

И тут возникает вопрос, на который часто не знают ответа родители. Ребенок приходит из школы и сообщает, что у всех одноклассников iPhone, а у него – смартфон не из первой тройки моделей. Какими словами родители могут объяснить школьнику, что телефон не главный показатель успешности?

Прежде чем что‑то объяснять и доказывать, поинтересуйтесь: «Зачем тебе iPhone?» Будьте внимательны, и вы поймете истинную нужду ребенка и причину его беспокойства. Да, ребенку непросто противостоять мнению сверстников, но авторитет родителей и семейные ценности помогают ему чувствовать опору.

Ценности – это приоритеты, которые лежат в основе наших решений. Они считываются ребенком из разговоров, которые звучат дома, из отношений взрослых. Если родители считают материальное благосостояние показателем успешности, то ребенок будет думать так же. Если в семье ценится образование, то ребенок будет стремиться к получению знаний.

Можно ли нарисовать портрет подростка, ставшего жертвой нездоровой конкуренции?

Жертвой не становятся внезапно. Многие зарубежные исследования показывают: такое поведение формируется ближайшим окружением. Это постоянное сравнение с другими детьми, критика и насмешки в адрес ребенка, игнорирование его интересов, чувство вины из‑за неспособности оправдать родительские ожидания. Портрет идеальной жертвы: сутулые плечи, скованные движения, вялый, потухший, избегающий контакта взгляд, опущенная голова, неуклюжая походка. Ему все время неловко и стыдно, он не верит, что достоин уважения. Никто не слышит о его желаниях и интересах, в его словаре отсутствует слово «нет».

Как родители могут понять, что у ребенка проблемы, если сам он об этом не говорит?

Вы обязаны вмешаться, если: у ребенка резко ухудшилась успеваемость; он стал раздражительным, грубым, агрессивным или, напротив, вялым, апатичным, перестал рассказывать о школе и своих делах; у ребенка нарушился сон; он стал безразличен к своему внешнему виду; берет без спросу деньги. Если ребенку срочно нужна ваша помощь, будьте готовы отложить все другие дела. Если он просит куда‑то его проводить или встретить, сделайте это. Будьте в курсе того, что происходит с ребенком.

Как помочь поверить в себя и не идти на поводу у чужого мнения?

Формируйте адекватную самооценку ребенка. Для этого откажитесь от однозначных оценок его достижений и неудач.

Не критикуйте и не сравнивайте его с другими детьми. Избегайте резких негативных оценок, но помните: восторженные отзывы также не помогут. Хвалить нужно за то, что он действительно сделал хорошо. В том, что не получилось, разберитесь вместе.

Разрешите ребенку ошибаться. Относитесь к ошибкам как к жизненным урокам. Другого способа учиться нет. Рассказывайте ребенку о том, что жизнь состоит не только из побед, но и из поражений. Помогите ему извлекать из неудач уроки.

В каких случаях стоит обращаться к психологу?

Прежде всего это дезадаптация ребенка, то есть потеря способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Если родители при этом чувствуют растерянность и не понимают, что делать, то визит к психологу необходим.

Помочь детям адаптироваться в обществе, где неизбежна конкуренция, нужно и личным примером. Так, не стоит обсуждать успехи других детей и сравнивать с успехами своего чада, также взрослым самим не надо гнаться за техническими новинками и скупать последние модели телефонов.

Закрыть