Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

Арестованного администратора «групп смерти» изучат психиатры

«Кажется, мне удалось обойти содержание статей, и я не боюсь, что меня посадят», - заявил администратор «групп смерти» 21-летний Филипп Будейкин в одном из интервью за четыре дня до своего задержания. «Я подумаю и буду давать показания», - говорит он в СИЗО следователям сейчас.

«Кажется, мне удалось обойти содержание статей, и я не боюсь, что меня посадят», - заявил администратор «групп смерти» 21-летний Филипп Будейкин в одном из интервью за четыре дня до своего задержания. «Я подумаю и буду давать показания», - говорит он в СИЗО следователям сейчас.

К моменту задержания Будейкина, обитавшего в Сети под псевдонимом Филипп Лис, в его квартире в подмосковном Солнечногорске уголовное дело по «группам смерти» велось уже полгода. Дело, создавшее прецедент в истории российского следствия и ставшее для сыщиков очень сложным не только в процессуальном, но и психологическом плане...

Поиск зацепок

После серии вызвавших общественный резонанс публикаций о череде самоубийств среди подростков, якобы состоявших в таких сообществах, руководство Следственного комитета России поручило ГСУ СКР по Санкт-Петербургу провести проверку.

Основание - «прописка» штаб-квартиры соцсети Вконтакте в городе на Неве. Но, возможно, была и неформальная причина. Ведь питерское управление СКР не раз отмечалось тем, что создавало прецеденты по очень запутанным делам, доводя их до суда.

В поисках зацепок специально созданная следственная группа изучила сотни детских суицидов, произошедших в разных концах страны. В итоге были выявлены 15 случаев, где четко мелькал след «групп смерти». Родственники, друзья и одноклассники погибших рассказывали, что ребенок сутками сидел в Интернете, не расставался со смартфоном, был подавлен, периодически появлялся с подозрительными порезами и состоял в интернет-сообществах, где пропагандируется суицид.

Охота на Лиса

Однако собрать весомые улики против того, кто, ведя психологическую обработку жертвы, толкнул ее к самоубийству, не получалось. Все без исключения погибшие подростки по команде таинственного администратора удалили всю переписку перед тем, как наложить на себя руки. А восстановить ее без содействия администрации соцсети, к которому она не всегда расположена, нереально.

Фигура Филиппа Лиса как самого одиозного из администраторов восьми выявленных сыщиками «групп смерти» все это время не выходила из поля зрения. Прижать его помог случай: одна из участниц группы, 16-летняя школьница из Тобольска, после попытки суицида выжила. Она-то и рассказала питерским сыщикам в подробностях о том мощном психологическом давлении, которому подвергалась со стороны администратора группы несколько месяцев.

Интерес к насилию

К тому моменту следователи хорошо изучили созданный администраторами «групп смерти» механизм, ввергавший подростков в жесткую психологическую зависимость от них.

Строится он на детском интересе к насилию, смерти, жестоким сценам. Таким жутким контентом и наполняет администратор свою группу, в которую хочет привлечь как можно больше подписчиков.

«Администраторы тех восьми групп, которые мы выявили - сами очень молодые ребята. У всех одна задача - прославиться, сделать себе пиар в Интернете. Один рассказывал, как однажды вечером создал группу, разместил в ней пару видеозаписей со сценами насилия и заголовками в духе «Вам будет жутко, как никогда в жизни». После этого отправился спать с мыслью, что если к утру соберется сто подписчиков, он продолжит эту группу вести. Утром просыпается - в группе 13 тысяч участников», - рассказывает заместитель руководителя Первого управления по расследованию особо важных дел ГСУ СКР по Санкт-Петербургу Антон Брейдо.

Методы воздействия

А дальше начинается тонкая психологическая игра. Подписчикам предлагается пройти ряд тестов, чтобы повысить свой статус и получить доступ к еще более шокирующим кадрам.

Шаг за шагом задания становятся все более изощренными. Убить животное, снять это на видео и прислать запись. Сделать селфи, свесив ноги с края крыши многоэтажки. Порезать вены и прислать фотографию окровавленных рук.

Большинство подписчиков отсеиваются на ранних стадиях. Но кто-то, изначально психологически надломленный, попадается в расставленные ловушки. Не выполнил задание - с позором исключаешься из группы, теряя статус и уважение остальных пользователей. А главное – расположение «старшего брата», который с тобой общается напрямую, а не в общем чате, и понимает тебя лучше, чем родители и одноклассники.

Дополняется это изощренными способами психологического воздействия. Один из них - требование просыпаться в 4 часа 20 минут утра, чтобы участвовать в групповом чате и просматривать очередное кровавое видео, в котором сцены насилия сопровождаются неприятной тревожной музыкой, детскими криками, визгом животных. Тут у взрослого человека крыша поедет, не то что у ребенка...

Так шаг за шагом подросток, чья нервная система уже была истощена до предела, подводился к необходимости сделать «единственно правильный шаг».

Смертельная конкуренция

Мотивы, которые движут этими «кукловодами», адекватному человеку понять трудно. По словам следователя, администраторы воспринимают друг друга как конкурентов, соревнуясь, в чьей группе будет больше случаев суицида. Используемые же ими приемы, по сути, мало чем отличаются от психологической обработки в тоталитарных сектах. Информацию об этом администраторы черпают в Сети, но до чего-то доходят интуитивно.

«Людей, создающих подобные группы и подталкивающих других к суициду, употребляя общий термин, скорее можно назвать аморальными. Они наслаждаются своей властью над другими, над сознанием людей, которые под их влиянием сводят счеты с жизнью», - считает психиатр-криминалист, доктор медицинских наук Михаил Виноградов.

По словам Антона Брейдо, попавшие в поле зрения сыщиков администраторы – подростки и молодежь до 25 лет. Как правило, ничего особенного из себя в реальной жизни не представляющие.

«Например, тот же Филипп Лис: коррекционная школа, оставался на второй год, нигде не учится и не работает, друзей нет, целыми днями сидит в Интернете», - поясняет Антон Брейдо.

Сам же администратор, похоже, о себе совсем другого мнения. Так, он уверял, что способен погружать людей в транс, а попавшим под прессинг подписчикам, по словам следователя, говорил, что на том свете всех соберет в отряд и поведет к Истине.

В ближайшее время Лиса отправят на стационарную психолого-психиатрическую экспертизу. Сыщики не сомневаются: медикам будет, что найти. Но этого чего-то вряд ли хватит для вердикта о невменяемости. Следователи же, несмотря на сложность дела, обещают приложить все усилия, чтобы довести парня, обвиняемого в доведении до покушения на самоубийство, до суда.


Закрыть