Как не "попасть" при покупке в Интернете
С каждым годом все больше петербуржцев предпочитают покупки в Интернете обычному походу по магазинам. Как не ошибиться с выбором и не попасться на удочку мошенникам?
В наше суетное время интернет-магазины помогают экономить не только время, но порой и деньги. К тому же именно в Сети иногда можно найти уникальное предложение и получить эксклюзивный товар.
Продукт-невидимка
Так думала и Лариса – одна из наших читательниц, которая заказала через Интернет к дню рождения дочери торт и даже сделала соответствующую (причем немалую) предоплату. Однако, когда пришло время получать заказ, желанной сладости она так и не увидела. Разборки с хозяйкой были недолгими, а вскоре та и вовсе удалила всю информацию о себе.
«Мне жалко даже не столько денег, сколько своего ребенка, который так и не дождался сладкого сюрприза», – говорит Лариса. Она просит рассказать о своем случае другим и спрашивает, как следует поступать в таких ситуациях.
Сеть попутала
В управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу констатируют: количество обращений горожан за последние 10 лет выросло практически в 50 раз.
По словам начальника отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по СПб Галины Герцевой, жалобы поступают по поводу качества продуктов и товаров, банков и коллекторских агентств, а также интернет-магазинов. Причем к последним количество претензий только за последние 1,5 года увеличилось в 2 раза.
Конечно, наивно рассчитывать на то, что телефон за чисто символическую цену из интернет-магазина окажется качественным. И надеяться тут на помощь контролирующих ведомств едва ли стоит.
Но бывают и другие случаи. В том же управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу могут рассказать историю, как житель Петербурга приобрел через интернет-магазин смартфон, однако после получения посылки был крайне разочарован: вместо обещанного гаджета у него в руках оказался… обыкновенный граненый стакан.
И подобные случаи, увы, не редкость. Ведь наш город, по данным петербургского ведомства, занимает первое место в России по доле организаций, имеющих сайты в Интернете, и второе – по доступности Сети гражданам.
А это значит, что у мошенников – огромное поле деятельности для обмана. И хотя покупка товаров в режиме онлайн – удобный и быстрый способ приобрести желаемое, поводов усомниться в его безопасности немало.
Найти и наказать – сложно
Роспотребнадзор, общества потребителей и правоохранительные органы всегда готовы оказать содействие всем пострадавшим от недобросовестных торговцев.
Однако решить ту или иную проблему удается далеко не всегда, так как отследить, какой сайт действительно работает, а какой мошенническим способом изымает деньги, весьма затруднительно.
«Найти мошенников, о которых почти ничего неизвестно, в то время как сайт заблокирован, практически невозможно», – предостерегает Галина Герцева, подчеркивая, что законодательство в этой сфере еще предстоит совершенствовать.
Соберите сведения
Что же необходимо знать, чтобы успешно совершать покупки дистанционным способом?
В управлении Роспотребнадзора по Санкт-Петербургу советуют начинать подготовку к покупке с получения сведений о продавце.
На сайте должны быть указаны адрес, фирменное наименование, наличие уполномоченного на принятие претензий от покупателей.
Если в сведениях о продавце указаны только контактные телефоны или номер абонентского ящика, то стоит воздержаться от покупки.
Признак крупной компании – наличие горячей линии или колл-центра, телефон которого обычно начинается на 8‑800…
Особое внимание следует обратить на место нахождения компании. Предпочтительнее, чтобы она находилась в регионе вашего проживания.
Также необходимо проверить регистрационный номер о создании юридического лица в Едином регистрационном реестре или данные о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
После того как товар вам доставили, нужно проверить все сопроводительные документы: акт приемки-передачи, информацию о порядке и сроках возврата товара, все сведения о его потребительских свойствах и гарантийном сроке. Такая информация может быть предоставлена в виде договора купли-продажи, технической документации, на ярлыках или этикетках.
Если покупатель обнаружит недостатки, он может потребовать перерасчета цены, замены, возврата денег или товара. Правда сейчас в Минэкономразвития России рассматривается вопрос о полном запрете возврата и обмена некоторых категорий товаров.
10 популярных товаров интернет-торговли
1-е место – малогабаритная бытовая техника
2-е место – «запчасти» для ПК и ноутбуков
3-е место – мобильные устройства, новые модели ноутбуков
4-е место – косметика, духи, другой женский товар
5-е место – детские товары
6-е место – программное обеспечение
7-е место – одежда
8-е место – онлайн-услуги Сети
9-е место – билеты на мероприятия и дальний транспорт
10-е место – бытовая техника