Яндекс.Метрика

Масонство и Европа: зачем Карамзин отправился в загадочное путешествие

В декабре исполнилось 250 лет со дня рождения великого историка, крупнейшего русского литератора эпохи сентиментализма, реформатора русского языка Николая Карамзина. Нынешний год был объявлен в России Годом Карамзина.

В декабре исполнилось 250 лет со дня рождения великого историка, крупнейшего русского литератора эпохи сентиментализма, реформатора русского языка Николая Карамзина. Нынешний год был объявлен в России Годом Карамзина.

Николай Михайлович Карамзин родился около Симбирска, вырос в усадьбе отца – отставного капитана, среднепоместного симбирского дворянина из рода Карамзиных, происходящего от татарского Кара-мурзы. В 1778 г. был отправлен в Москву в пансион Московского университета.

В 1783 г. по настоянию отца поступил на службу в Пре­ображенский гвардейский полк в Петербурге, но вскоре вышел в отставку в чине поручика. После отставки некоторое время жил в Симбирске, а потом перебрался в Москву. Ко времени военной службы относятся его первые литературные опыты.

В юности Карамзин увлекался либеральными идеями. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу "Золотого венца", а после приезда в Москву в течение 4 лет был членом "Дружеского ученого общества". В Москве Карамзин познакомился с известными писателями и литераторами, участвовал в издании первого русского журнала для детей – "Детское чтение для сердца и разума".

Загадочная поездка

В 1789-1790 гг. Карамзин неожиданно для всех отправился в поездку по Европе. Он посетил знаменитого философа Иммануила Канта в Кенигсберге, был в Париже во время Великой французской революции. Когда во время его путешествия русские эмигранты спросили Карамзина, что происходит на родине, писатель ответил кратко, одним словом: "Воруют". Этот лаконичный ответ вошел в историю.

Многие исследователи считают поездку 22-летнего отставного поручика Карамзина за границу загадочной. Во-первых, он никому оттуда ничего не писал – ни родным, ни близким друзьям. А во-вторых, непонятно, на какие средства он, совсем небогатый человек, там жил и что вообще делал.

Николай Карамзин был в то время членом масонских лож, и потому некоторые исследователи выдвинули предположение, что он был направлен туда со специальным заданием масонов. Однако Карамзин тогда был молод, масонский ранг имел невысокий, и ему, конечно, масоны не могли давать каких-то важных заданий.

Есть предположение, что деньги на поездку ему дал масон-просветитель Николай Новиков, основатель первой вольной типографии. При этом наиболее вероятной представляется версия, согласно которой за границу Карамзин попросту на время бежал, когда масонов в России уже начали преследовать.

Однако ездил он не зря. В результате этой поездки появились его знаменитые "Письма русского путешественника", публикация которых сразу же сделала Карамзина известным литератором. Некоторые филологи считают, что именно с этой книги ведет свой отсчет современная русская литература. Именно с тех пор Карамзин и считается одним из главных литературных деятелей России.

Лидер сентиментализма

Вернувшись в Россию, Карамзин поселился в Москве и начал деятельность в качестве профессионального писателя и журналиста, приступив к изданию "Московского журнала" – первого русского литературного журнала. Вскоре появилась упрочившая его славу повесть "Бедная Лиза". А затем он выпустил ряд сборников и альманахов, которые сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина – его признанным лидером.

Доминантой человеческой природы сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Идеалом человеческой деятельности сентиментализм полагал не разум­ное переустройство мира, а высвобождение и совершенствование естественных чувств. Его герой более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг.

Написанная в таком ключе "Бедная Лиза" имела большой успех, вызвала множество подражаний.

Сентиментализм Карамзина оказал большое влияние на развитие русской литературы и русского литературного языка. Карамзин решительно отказывался от использования церковно­славянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи. Именно он ввел в русский язык множество новых слов – как неологизмов ("благотворительность", "влюбленность", "вольнодумство", "достопримечательность", "ответственность", "подозрительность", "промышленность", "утонченность", "первоклассный", "человечный"), так и варваризмов ("тротуар", "кучер"). Карамзин был одним из первых, кто начал использовать букву Ё.

Придворный титул

Высоко оценил его творчество император Александр I. Своим именным указом от 31 октября 1803 г. он даровал Карамзину звание придворного историографа. К его званию тогда же было добавлено 2 тыс. рублей ежегодного жалованья. Титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

В результате с начала XIX в. Карамзин постепенно отошел от художественной литературы, а с 1804 г., получив должность историографа, прекратил всякую литературную работу – как говорили, "постригся в историки". В связи с этим Карамзин отказывался также от всех предлагавшихся ему государственных постов, в частности от должности тверского губернатора.

С годами Карамзин менялся. В 1811 г. он написал "Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях", в которой отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. Своей задачей он ставил доказательство того, что никаких преобразований проводить в стране не нужно. "Записка о древней и новой России..." сыграла также роль набросков к его грандиозному труду по русской истории.

В феврале 1818 г. вышли в продажу первые восемь томов ставшей потом знаменитой "Истории государства Российского" Карамзина. Трехтысячный тираж – огромный для того времени – разошелся в течение месяца. Этому не было прецедента. В последующие годы вышли еще три тома "Истории", появился ряд переводов ее на главнейшие европейские языки.

Труд Карамзина имел огромный успех. По словам Пушкина, "все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом".

Либерал или консерватор?

Изучение русской истории сблизило Карамзина с двором и императором, поселившим его подле себя в Царском Селе. Политические воззрения Карамзина эволюционировали постепенно. Если в юности он был масоном, то к концу жизни стал убежденным и горячим сторонником абсолютной монархии, что отразилось в его научных трудах. В известной эпиграмме, чье авторство приписывается Пушкину, освещение Карамзиным истории России подвержено критике:

В его "Истории"

изящность, простота

Доказывают нам,

без всякого пристрастья,

Необходимость

самовластья

И прелести кнута.

Близость к царю, который его высоко ценил, Карамзин использовал не для получения личных привилегий. "Я, – свидетельствовал историк, – не безмолвствовал о налогах в мирное время, о нелепой Гурьевской системе финансов, о грозных военных поселениях, о странном выборе некоторых важнейших сановников, о министерстве просвещения, или затмения, о необходимости уменьшить войско, воюющее только Россию, о мнимом исправлении дорог, столь тягостном для народа, наконец, о необходимости иметь твердые законы, гражданские и государственные".

Очевидец кровавых событий французской революции, Карамзин надеялся на способность самодержавия к эволюционным изменениям в России. За это его отвергла тогдашняя несистемная оппозиция в лице декабристов. В то же время сам Карамзин называл себя республиканцем, и на него писали доносы видные царские сановники…

Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. потрясло Карамзина. Забыв даже накинуть шубу, он бросился на Сенатскую пл. Там на его глазах застрелили Милорадовича, героя войны 1812 г.

Карамзин скончался в 1826 г. в Петербурге. По преданию, смерть его стала следствием простуды, полученной им на Сенатской пл. Похоронен великий историк на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Закрыть