Яндекс.Метрика

В Царском селе покажут сани императрицы Марии Федоровны

Бархатная обивка, красное дерево и бобровый мех – такие роскошные сани возили царскую семью в начале XIX в. Увидеть этот уникальный раритет теперь можно в государственном музее-­заповеднике "Царское Село".

Бархатная обивка, красное дерево и бобровый мех – такие роскошные сани возили царскую семью в начале XIX в. Увидеть этот уникальный раритет теперь можно в государственном музее-­заповеднике "Царское Село".

Появление старинных саней в экспозиции ГМЗ "Царское Село" – настоящее событие. Это транспортное средство когда-то было в распоряжении императрицы Марии Федоровны – супруги Павла I.

Долгое время сани хранились в фондах музея и были скрыты от глаз посетителей. После реставрации они заняли почетное место в экспозиции "Придворный экипаж" в здании бывшей дежурной конюшни.

Уникальные сани

Двухместные сани для троечной упряжи были изготовлены в 1807 г. в мастерской известного петербургского каретника Георга Гейгера "для собственных Ея Величества Государыни Императ­рицы Марии Феодоровны разъездов".

"То, что эти сани сохранились, – настоящее чудо. Очень многие их "собратья" исчезли во времени и пространстве. А вообще среди экипажей российского императорского двора было немало двухместных саней, их часто изображали на картинах и рисунках, однако до наших дней дошел только этот образец", – говорит хранитель музейной коллекции "Кареты" Ирина Бредихина.

Сани на железных полозьях имеют спереди щит, предохраняющий ездоков от летящего из?под копыт лошадей снега. Сзади на всю ширину кузова – подножка для лакея.

Прежде чем стать музейным экспонатом, сани были в распоряжении у кинематографистов – их снимали во многих картинах. Это обернулось для раритета грубыми ремонтами, обивку меняли несколько раз.

Под поздними слоями 

Ровно год реставраторы возвращали саням первоначальный облик.

Работу над раритетом доверили мастерам столичного реставрационно-исследовательского объединения "Феномен". Средства на реставрацию выделило Министерство культуры РФ.

"Самым сложным для нас стал процесс очистки поздних слоев, извлечения гвоздей – их было очень много. Обрадовались, когда под холстом обнаружили красное дерево. Тщательно подбирали крас­ку, воссоздали бархатную полость, почти полностью утраченную, подбитую бобровым мехом", – рассказывает художник-реставратор Олег Синицын.

Закрыть