Яндекс.Метрика
  • Андрей Сергеев

Игорь Улубиков: МЧС никогда не ругает людей за бдительность

Чем отличаются пожары в таком мегаполисе, как Петербург? Об этом рассказал замначальника управления – начальник отдела организации службы, пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по СПб Игорь Улубиков.

Чем отличаются пожары в таком мегаполисе, как Петербург? Почему тушить возгорания в исторических зданиях особенно трудно? Какие пожары считаются самыми сложными и насколько сотрудники МЧС к ним готовы? Об этом рассказал замначальника управления – начальник отдела организации службы, пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС России по СПб Игорь Улубиков.

"Петербургский дневник": В чем специфика тушения пожаров в Петербурге? С какими особыми проблемами приходится сталкиваться в нашем городе сотрудникам МЧС?

Игорь Улубиков: Прежде всего наш город – мегаполис с довольно непрос­той инфраструктурой. Исторические здания сложной планировки, объекты культурного наследия, высотные многоэтажки, современные промышленные комплексы, аэропорт, тысячи кораблей и катеров. Естественно, везде своя специфика и методика борьбы с огнем.

Скажем, большая часть исторических зданий ни разу не реконструировалась. Там нет бетонных или кирпичных перекрытий, которые способствовали бы локализации возгорания. Основная сложность при тушении пожара в таких постройках связана с наличием пустот, по которым огонь может скрытно распространяться между этажами. Бывали случаи, когда возгорание с первого этажа так перебиралось на чердак. 

Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

Нередко новые жильцы при переезде зашивают старые вентиляционные шахты или ненужные им подсобные помещения. Вроде бы огонь потушен, но дым не уходит, а где горит – непонятно. 

Сегодня в решении этой проблемы хорошо помогают стоящие на вооружении пожарных команд тепловизоры. Они позволяют уловить тепловые потоки даже за очень толстыми стенами.

Если произошло возгорание или есть серьезные основания его подозревать, самое главное – незамедлительно вызывать пожарных. 

Многие надеются справиться с огнем сами или опасаются, что к приезду МЧС огонь потухнет и их будут ждать какие‑то санкции. Мы никогда не говорим, что заявитель "плохой", и не ругаем людей за бдительность. Например, закоротило розетку и жилец это проигнорировал, а в соседнем помещении, где в этот момент никого может не оказаться, начинается пожар. Лучше перестраховаться, вызвать спасателей, мы приедем и все проверим.

"Петербургский дневник": Что вы отнесли бы к самым сложным пожарам?

Игорь Улубиков: Пожалуй, возгорания в метро или на кораблях. 

Для работы в метрополитене у нас есть 11 отделений газодымозащитной службы, у которых на вооружении стоят кислородные аппараты с запасом дыхательной смеси примерно на 4 часа работы. При возгорании поезда в тоннеле или при возникновении огня в машинном зале эскалатора именно они пойдут под землю, чтобы спасти людей и ликвидировать возгорание.

Что касается пожара на судне, то это один из самых страшных пожаров. Мно­жество технологических проемов и горючих материалов, огонь за считанные минуты распространяется по переборкам. Быстро нагревается металлический корпус судна, людей приходится менять каждые 10‑15 минут.

Существует перечень объектов, которым уделяется особое внимание. В него входят школы, спортивные стадионы, торговые цент­ры, заводы и т. п. Это либо места массового скопления людей, либо потенциально пожаро­опасные объекты. При поступлении тревожного сигнала на таком объекте пожару автоматически присваивается повышенный номер сложности, а на место происшествия направляется от шести до 20 машин, при необходимости могут быть задействованы дополнительные расчеты.

Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

Кроме того, в составе нашего пожарно-спасательного гарнизона действуют специальные подразделения. Например, отдельная часть находится в аэропорту, ее главная задача – защита от огня воздушных судов.

Предположим, на аварийную посадку заходит борт с технической неисправнос­тью. Чтобы не допустить возгорания при жесткой посадке, на взлетно-посадочной полосе из воздушно-механической пены создается защитная подушка.

"Петербургский дневник": Растущее число высоток является проблемой?

Игорь Улубиков: У нас в городе есть и 35‑, и 40-этажные дома, а самая большая лестница способна дотянуться только до 26‑го этажа. Для подачи воды на столь большую высоту требуется давление около 20 атмосфер. 

Мы проводили учения в таких зданиях и на практике убедились, что наши техничес­кие возможности позволяют вовремя подать необходимое количество воды. Также были отработаны методы спасения пострадавших с высот. Например, спасатель на канатно-спус­ковом устройстве спускался с крыши к пострадавшему и эвакуировал его из горящей квартиры. Поэтому тут нет задач, которые мы не могли бы решить.

Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

"Петербургский дневник": Что делать, если неправильно припаркованный автомобиль блокирует подъезд к месту пожара?

Игорь Улубиков: Необходимо вызывать сотрудников ГИБДД и эвакуатор, чтобы убрать преграду. Впрочем, иногда приходится прямо на руках переносить машину, заблокировавшую проезд, – конечно, если это позволяют ее габариты. Дорога каждая секунда, любое промедление может стоить кому‑то жизни.

Если подобраться вплотную невозможно, приходится тянуть магистраль, чтобы подать воду. Все это тоже занимает время, ­поэтому вперед идет отделение спасателей, которые проводят разведку пожара. У каждого есть специальное устройство, подключенное к дыхательному аппарату, чтобы дать возможность дышать в непригодной для дыхания среде пострадавшим и таким образом вывести их из горящего здания.

Фото: Пресс-служба ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу

"Петербургский дневник": Расскажите о технических новинках, появившихся на ­вооружении МЧС.

Игорь Улубиков: Петербургский гарнизон – один из самых оборудованных в России. Из последних новинок стоит упомянуть новую автоцистерну с системой пенного тушения "Натиск", которая способна сразу подать компрессионную пену. Она не только более действенна, но и экономична, что позволяет покрывать пеной большую площадь. Машины предыдущего поколения смешивали воду с пенообразователем. На крупных пожарах используются беспилотники, позволяющие проводить разведку пожара, то есть заглянуть в труднодоступные места или оценить масштабы бедствия. Также теперь у нас есть машина, которая тушит огонь не водой, а разогретым паром, что позволяет за считанные секунды подавить очаги возгорания в замкнутых помещениях. А при необходимости этот автомобиль способен запитать отопительную систему двух высотных зданий.

Закрыть