Яндекс.Метрика

Современные тенденции налоговых споров

Мартынченко П.А., юрист, Департамент налоговой безопасности, международного планирования и развития, КСК групп.

Мартынченко П.А., юрист,  Департамент  налоговой безопасности, международного планирования  и развития, КСК групп.

В современных реалиях у бизнеса в России все чаще возникают споры с налоговыми органами. Обусловлено это, прежде всего, тяжелой экономической ситуацией, сложившейся в последние годы в стране. 

Налоговое и арбитражное процессуальное законодательство регулирует порядок оспаривания незаконных действий или бездействия сотрудников налоговой службы и обжалование акта налоговой. Такое право предусмотрено статьей 137 НК РФ и статьей 198 АПК РФ. 

При разрешении вопроса о том, кому делегировать вопрос урегулирования налогового спора, российские бизнесмены часто переоценивают силы собственных юристов или знакомых адвокатов, специализирующихся на договорном праве, коммерческом арбитраже или уголовном судопроизводстве. 

Между тем арбитражные налоговые споры весьма специфичны. В большинстве случаев грамотно обжаловать акт налоговой по силам только налоговым юристам. Любая ошибка может дорого обойтись. 

Как правило, налоговые споры начинаются после получения решения с доначислениями налогов по итогам выездной или камеральной налоговой проверки. 

Целью любой налоговой проверки в соответствии с п. 2 ст. 87 НК РФ является выявление нарушений законодательства о налогах и сборах. Следствием такого контроля является привлечение получателя необоснованной налоговой выгоды к налоговой ответственности. 

В случае установления нарушений в рамках налоговой проверки инспекторами собирается максимальный объем доказательств, подтверждающих, что те или иные лица совершили данное нарушение. Поэтому крайне важно еще на стадии проведения налоговой проверки получить консультацию юриста по налогам. Консультация юриста по налогам может предупредить неправильные действия работников проверяемого юридического лица и помочь налогоплательщику выстроить оптимальную стратегию поведения. 

В большинстве своем доказательства – это документы. Привлекая налогового юриста к сопровождению проверки, организация решает вопрос по подготовке документов к налоговой проверке, поскольку подготовка документов к налоговой проверке – это одна из основных компетенций налогового юриста.    

Грамотная помощь при налоговой проверке может существенно повысить вероятность благоприятного разрешения дела в суде, а при некоторых обстоятельствах и в досудебном порядке.  

Статистика по налоговым спорам ясно дает понять, что сегодня при разрешении налоговых споров бизнесу не обойтись без профессиональной юридической помощи. Так, в 2015 и 2016 годах, рассматривая арбитражные налоговые споры, в 80% случаях судьи становились на сторону налоговых органов и, соответственно, в 20% споров на сторону налогоплательщиков. 

Судебная практика по налоговым спорам по необоснованной налоговой выгоде все больше ориентируется на вопросы доказывания реальности финансово-хозяйственных операций. При этом сегодня налоговые предъявляют к налогоплательщикам претензии по "грехам" контрагентам второго и третьего звена. 

Между тем судебные органы, руководствуясь постановлением пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды", становятся на сторону ФНС, поскольку фискальной службе удаётся доказать, что у контрагентов второго и третьего звена отсутствуют необходимые условия для достижения результатов соответствующей экономической деятельности в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов, складских помещений, транспортных средств. 

Так, например, в Определении Верховного Суда РФ от 10.11.2016 N 305-КГ16-12622 по делу N А40-173838/2015 суд указал, что при установлении вины налогоплательщика необходимо учитывать отсутствие экономических условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности всеми участниками сделок

То есть не только первого звена, но поставщиками или подрядчиками второго и последующих звеньев на всей цепочке движения товара или выполнения работ. Возникает вопрос, что делать налогоплательщику? Ведь, как правило, налогоплательщики могут произвести проверку на наличие необходимых условий для достижения результатов соответствующей экономической деятельности только у контрагента первого звена, о наличии второго и последующих звеньев они могут не знать.  

При этом налоговые органы используют весь арсенал своих полномочий при сборе доказательств вины налогоплательщика. Инспекторы выявляют организации, не исполняющие свои налоговые обязательства, а после выявления таких компаний устанавливают получателя налоговой выгоды путем выстраивания схемы движения денежных средств, получив в кредитных учреждениях выписки по расчетным счетам. 

Активно ФНС использует и АСК НДС 2 для поиска налоговых разрывов в цепочке поставщиков от производителя до конечного потребителя или от импортера до конечного потребителя или экспортёра. 

С 2015 года при проведении камерального контроля деклараций по НДС расширились полномочия налоговых органов. Фактически любая камеральная налоговая проверка при необходимости может превратиться в выездную проверку со всеми вытекающими: допросами свидетелей, осмотрами территорий налогоплательщика и как итог с доначислениями.  

Таким образом, при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности в организации важно минимизировать налоговые риски, перед заключением сделки проводить проверки всех контрагентов, с которыми налогоплательщик взаимодействует. 

Кроме этого, существенно снизить риски возникновения спора с налоговой инспекцией может налоговый аудит организации. Особенно если в своей деятельности организация использует международное налоговое планирование, ведь с 2018 года Российская Федерация будет участвовать в международном обмене информации с ранее "закрытыми" юрисдикциями. 

Источник: https://kskgroup.ru

Закрыть