Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева, журналист Upstudy.ru

Когда ребенку необходим репетитор

Предстоящее окончание учебного года уже сейчас заставляет нервничать и школьников, и их родителей. Как понять, нужен вашему ребенку репетитор или школьник в силах самостоятельно прорешать задачи для ЕГЭ?

Предстоящее окончание учебного года уже сейчас заставляет нервничать и школьников, и их родителей. Как понять, нужен вашему ребенку репетитор или школьник в силах самостоятельно прорешать задачи для ЕГЭ?

Преподаватели и репетиторы выделяют несколько главных причин, которые заставляют школьников и студентов обращаться за помощью. По словам репетитора по русскому языку Василины Юрченковой, нередко у учителей попросту не хватает времени, чтобы обращать внимание на успехи и неудачи каждого своего ученика.

Личный мотиватор

Почву для развития услуг репетиторов готовит сама система школьного образования. «Класс слишком большой, потребности учеников, их проблемы, пробелы в знаниях, темп, с которым усваивается новый материал, – все это индивидуально. Отсюда и возникает потребность в индивидуальных занятиях, на которых репетитор решает именно те задачи, которые стоят перед конкретным учеником, а не бежит галопом по плану занятий и учебной программе, которую обязан выполнить к концу учебного года», – рассуждает Василина Юрченкова. Если вы считаете, что такая проблема коснулась и вашего ребенка, то стоит искать репетитора.

Конечно, школьник может заниматься сам, но тут, к сожалению, очень часто возникает другая проблема – детям лень и они откладывают учебник на потом. Если ученика никто не контролирует и не следит за дисциплиной, то лень вполне может победить. В такой ситуации репетитор не дает расслабиться и забросить учебу. Репетиторы нужны не только двоечникам, говорит преподаватель математики Руслан Пронькин.

Наоборот – зачастую за помощью обращаются именно ученики с высокой мотивацией, которые хотят и дальше совершенствоваться в выбранном предмете, участвовать в олимпиадах и поступить в престижный вуз. Таким ученикам порой не хватает информации, чтобы выявить свои слабые места и составить план учебы. В этом случае грамотный репетитор поможет задать направление для дальнейшего развития, считает Василина Юрченкова. «Со стороны всегда виднее, как именно человек усваивает материал и что дается ему труднее всего», – говорит она.

Ищите причину

Однако есть ситуации, когда проблема гораздо серьезнее, чем обычная неуспеваемость, признают преподаватели.

Причины неуспеваемости индивидуальны. Однако Руслан Пронькин рекомендует различать случаи, когда школьник получает двойки только по одному-двум-трем предметам или по всем сразу. В последнем случае, вероятнее всего, у школьника низкая внутренняя мотивированность: ребенок не понимает, для чего он изучает предмет и как эти знания и баллы ЕГЭ помогут ему в жизни.

Репетитор может показать то интересное, что есть в предмете, и уделить внимание, от недостатка которого порой страдают школьники. «Низкая успеваемость часто сопровождается скорее отрицательным отношением к ученику со стороны учителей, и репетитор выступает в этой связи как второй шанс, шанс увидеть к себе другое отношение, веру в возможность учиться лучше», – убежден Руслан Пронькин.

На проблему низкой мотивации обращает внимание и психолог Галия Камольдинова. По ее мнению, репетитор не поможет, если у ученика так и не появится внутренняя мотивация. «Успех будет лишь в том случае, если ученик готов и хочет заниматься», – убеждена она. Галия Камольдинова советует родителям сначала найти причину резкого снижения успеваемости школьника.

В некоторых случаях ребенку нужен не репетитор, а психолог и понимающие родители.

С репетитором стоит повременить, если причиной плохой успеваемости стали изменения в жизни (например, переход в новую школу или конфликт между родителями), обстановка в классе (хорошо учиться – значит быть белой вороной), конфликт с учителем или сверстниками, загруженность в школе и на дополнительных занятиях, смена приоритетов (к примеру, подростковая влюбленность).

Справишься сам

Главное, от чего предостерегают преподаватели, – это желание родителей бросаться на поиски репетитора при первой же неудаче в учебе.

Не спешите, а дайте своему ребенку попробовать сделать что‑то самому. Возможно, не получится решить сложную задачу сразу, пусть у ученика будет право на ошибку. Если же эту ошибку не получается исправить своими силами в течение долгого времени, можно подумать о репетиторе.

Дополнительные занятия с преподавателем не нужны и в том случае, если ученику нужно восстановить материал, который он уже когда‑то изучал.

«Если вы когда‑то прекрасно разбирались в этом материале и вам требуется всего лишь повторить его, то просто достаньте свои старые конспекты и учебную литературу. Начните делать то же, что делали раньше, просто заставьте себя взяться за это с самого начала», – советует Василина Юрченкова.

Главное, на что стоит обратить внимание, поощряя самостоятельную учебу своего ребенка, – хватит ли у него мотивации, а в книгах и источниках знаний из Интернета сейчас недостатка нет.
Репетитор, безусловно, нужен, если требуется подтянуть знания по предмету, но собственных сил не хватает.Однако бывают ситуации, когда неуспеваемость в школе связана с другой проблемой, тут один репетитор не всегда поможет.

В любом случае всегда стоит сначала попробовать решить проблему своими силами, а к помощи других обращаться, если самостоятельный «мозговой штурм» так и не дал результатов.

Выбирать репетитора стоит по отзывам или рекомендации знакомых. У большинства репетиторов первое занятие бесплатное, чтобы ребенок понял, подходит ли ему стиль преподавания.

70 минут длится полноценное занятие с преподавателем, в середине ребенку необходимо сделать 15-минутный перерыв, размяться или перекусить.

Закрыть