Яндекс.Метрика
  • Анна Кострова

В Петербурге судят юного участника "Джебхат ан-Нусра"

Московский окружной военный суд на выездном заседании в Санкт-Петербурге начал рассматривать уголовное дело 19-летнего уроженца Киргизии Исламжона Захидова. Несмотря на юные годы, парень обвиняется в участии в террористической организации "Джебхат ан-Нусра".

Московский окружной военный суд на выездном заседании в Санкт-Петербурге начал рассматривать уголовное дело 19-летнего уроженца Киргизии Исламжона Захидова. Несмотря на юные годы, парень обвиняется в участии в террористической организации "Джебхат ан-Нусра", обучении в лагере боевиков в Сирии и участии в боевых действиях против сирийской армии.

По версии обвинения, в Сирию Захидов прибыл в начале 2015 года, перейдя на ее территорию из Турции, куда прибыл в декабре 2014 года. Несколько месяцев в лагере боевиков у города Алеппо учился владеть стрелковым оружием, метать гранаты и даже водить танки. После этого принимал участие в патрулировании территории, занятой боевиками, а позже участвовал в боевых действиях против регулярной сирийской армии.

В апреле 2016 года Захидов покинул Сирию, выехав в Турцию, откуда в связи с нарушением визового режима в мае 2016 года был депортирован в Россию и задержан сотрудниками органов безопасности, которым к тому моменту уже было немало известно о его "сирийских подвигах". Расследование по его делу вела следственная служба УФСБ России по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

До начала заседания словоохотливый парень успел пообщаться с журналистами. В Россию он переехал из Киргизии в 2006 году. К тому моменту родители уже не жили вместе. Исламжон и его сестра Зарифа остались с отцом и поселились в Сыктывкаре. Мать же переехала во Владивосток.

По словам Исламжона, в террористическую организацию его привлек отец, который сейчас уже является "помощником какого-то начальника в Джебхат ан-Нусра". Сказал, мол, поехали, сынок, в Сирию, помогать нашим братьям по вере. Слово отца, как дал понять парень, для него было законом. Так что в конце декабря 2014 года глава семьи вместе с детьми выехали в Турцию, а через несколько месяцев оказались в Сирии.

Когда отец скомандовал сыну собираться в дорогу, Исламжон находился у матери во Владивостоке. Уехал внезапно, не сказав ей ни слова, так что обеспокоенной исчезновением сына женщине пришлось обратиться с заявлением о пропаже своего несовершеннолетнего ребенка в полицию.

"Где деньги на билет взял? Нет, у матери я их не крал - я магазин ограбил", - простодушно заявил парень на вопрос журналистов о происхождении средств на дорогу.

Отвечая на вопрос тройки судей под председательством Олега Москвитина о признании вины, Захидов сказал, что вину по всем пунктам предъявленного обвинения признает и раскаивается.

Почему сразу по прибытии в Россию не рассказал правоохранительным органам о своих "приключениях"? Так не знал, что так нужно и только таким образом можно серьезно облегчить свою участь. Мало того - парень, владеющий, между прочим, несколькими языками, по его словам, вовсе не знал, что "Джебхат ан-Нусра" признана в России террористической организацией.

"Можно сказать, он с закрытыми глазами разобрал и собрал автомат. Далее ему были предоставлены граната Ф1 и пистолет Макарова, и подсудимый произвел все необходимые для их применения действия. Также он рассказывал, что приобрел в Сирии навыки вождения танков Т-55, Т-65 и Т-72", - пояснял в суде офицер одной из военных частей, принимавший участие в следствии в качестве эксперта.

"Действительно умеете заводить танк Т-72?" - не смог скрыть удивления председательствующий судья.

"Да, ваша честь", - ответил парень.

"Так вроде нет таких танков у боевиков", - засомневался Москвитин.

"Да есть! Есть!" - простодушно отвечал подсудимый.

Также в качестве свидетеля выступила и мать Исламжона Хафиза Захидова. Женщина рассказала, что с 2005 года не живет с мужем, а детей с тех пор видела лишь несколько раз. В конце 2014 года сын в очередной раз приехал к ней в гости во Владивосток, затем пропал, в связи с чем Хафиза обратилась в полицию, и дал о себе знать лишь в начале 2015 года.

"Он позвонил и сказал, что находится в Сирии, служит в армии, сказал, что у него все нормально и чтобы я не переживала. Своего телефона у него не было, ему кто-то дал позвонить, так что больше он ничего не сказал", - поясняла тройке судей женщина, то и дело вытиравшая платком льющиеся из глаз слезы.

По ее словам, он звонил ей еще несколько раз, прислал фотографию в камуфляжной форме, а однажды пожаловался, что во время одного из переходов рядом со строем взорвался снаряд и его ранило в ногу осколком разлетевшегося на куски камня.

Позже, как прозвучало из оглашенных в суде показаний матери на следствии, со слов сына она узнала, что Исламжон вместе с отцом воюет на стороне боевиков против сирийской армии, а ее дочь Зарифа вышла замуж за одного из террористов и родила ребенка.

Террористическая деятельность щедро оплачивались. По словам подсудимого, в месяц он получал около 800 долларов, но большую часть этих денег забирал отец

В следующий раз Хафиза увидела сына только в Петербурге в конце мая 2016 года. Через несколько дней Исламжона арестовали.

Адвокат Юрий Виноградов настаивает: Исламжона отец обманом вывез в Турцию, а позже и в Сирию, посулив женить его. И как только у парня появилась возможность, он сбежал из лагеря боевиков и устремился в Россию, к матери.

Завтра судебное следствие продолжится. Защита и сам подсудимый надеются на снисхождение суда, особенно с учетом деятельного раскаяния и того, что на момент прибытия в лагерь боевиков Захидов был несовершеннолетним.

Закрыть