Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева, журналист Upstudy.ru

Учиться в европейском вузе бесплатно – реально

Европа манит российских студентов, независимо от курса евро. Кто‑то едет на платную стажировку, а кто‑то, более внимательно изучив вопрос, понимает, что учиться в Европе можно и бесплатно. Об особенностях поступления и неожиданных сюрпризах европейского образования рассказывают те, кому это уже удалось.

Европа манит российских студентов, независимо от курса евро. Кто‑то едет на платную стажировку, а кто‑то, более внимательно изучив вопрос, понимает, что учиться в Европе можно и бесплатно. Об особенностях поступления и неожиданных сюрпризах европейского образования рассказывают те, кому это уже удалось.

Получить бесплатное высшее образование иностранцам позволяют многие европейские страны, в том числе все государственные вузы Швеции, Дании, Финляндии, Франции, Норвегии, Греции и Чехии. В большинстве стран учиться придется на местном языке. Исключение составляют вузы Австрии и Финляндии.

Побег от привычного

Выпускница чешского вуза Александра Соболева собралась в Европу, уже имея законченное высшее образование в России по специальности «Востоковедение».

«Было желание делать что‑то более практичное и реально полезное в жизни, нежели переводить с японского. Поэтому я стала искать сферу, где бы было можно себя именно так реализовать. Выбор пал на медицину, а именно на мануальную терапию», – рассказывает она. Александра выяснила, что наибольшим авторитетом в мире пользуется пражская школа мануальной медицины, и начала учить чешский язык. Пять месяцев спустя она отправилась в Прагу готовиться к экзаменам. «Готовиться было сложно, потому что после 5 лет на гуманитарном факультете пришлось заново вспоминать физику, химию и биологию, да еще и на чешском языке», – вспоминает Александра Соболева.

Помогала привычка обрабатывать большие потоки информации, полученная в российском вузе. В итоге она поступила на Второй медицинский факультет Карлова университета.

Для профессионального филолога Алины Кузменкиной переезд в Европу всегда был вопросом времени: с 7 лет она изучала французский и английский языки. На подготовку к поступлению во французскую магистратуру ушел почти год. Алина искала программы, смежные с ее российской специальностью, чтобы не поступать на первый курс. Она выбрала специализацию «Переговоры в международных проектах» в Университете Поль-Валери города Монпелье. Для поступления нужно было доказать высокое владение французским и английским языками.

«Самой большой сложностью была нагрузка. С 9:00 до 18:00 я работала в офисе, а после работы 2 раза в неделю ходила на курсы французского, чтобы немного освежить знания, и 2 раза на 3-часовые курсы английского по подготовке к экзамену», – говорит Алина. Итогом всех трудов стало зачисление в вуз.

Подозрительно легко

Говоря об учебе в Европе, обе девушки признаются: после российских вузов она казалась подозрительно легкой.

«Первое время я постоянно ждала какого‑то подвоха, что вот сейчас начнется – сложные предметы, бессонные ночи над учебниками… Ничего подобного. Если посещать все занятия, вовремя выполнять задания – остается масса свободного времени, которое можно тратить на путешествия и общение», – говорит Алина Кузменкина. Более расслабленным, чем на родине, называет европейское обучение и Александра Соболева, для которой главной сложностью на медицинском факультете стал лишь чешский язык.

«В Европе учатся не напрягаясь, любой экзамен можно сдавать 3 раза, записать экзамен на удобный тебе день, взять академ, если учеба не идет. Очень отличается и отношение преподавателей и студентов – отсутствует строгая иерархия, преподаватели стараются вести диалог со студентами, идти на компромиссы – это было очень неожиданно и приятно», – вспоминает она.

Абсолютно бесплатным оказалось только чешское образование – Александра даже получала небольшую стипендию на проживание. За французское образование пришлось хоть немного, но заплатить: €260 за один учебный год и еще €200 за обязательную студенческую социальную страховку.

Взгляд снаружи

Главный плюс учебы во Франции, по словам Алины, – это возможность еще в вузе понять, как и где сможешь применить полученные знания: студенты начинают стажировки в компаниях уже с первого курса. «Российское гуманитарное образование в этом смысле более «теоретическое», – полагает Алина. Сейчас она проходит семестровую стажировку в парижской компании, после которой ее ждут защита проекта по итогам работы и получение диплома магистра.

Александра получила диплом несколько лет назад и с тех пор работает в Праге мануальным терапевтом. Год назад она открыла собственный кабинет. «Жизнь в Европе дает возможность понять и принять чужую культуру и страну и научить­ся любить свою. Это возможность увидеть Россию снаружи, услышать, что о нас думают другие, и рассказать, что думаем мы. Увидеть, какой бы могла быть жизнь в России, если бы мы взялись за ум», – рассуждает Александра Соболева и признается, что только благодаря опыту, полученному в российском вузе, смогла преодолеть все трудности в Чехии.

Алина Кузменкина не скрывает, что за 1,5 года в Европе успела поменять даже свое мировоззрение. «Учеба в Европе – это самое лучшее, что со мной случалось. Когда ты живешь здесь, меняется мировоззрение, меняются характер, привычки. У меня появились потрясающие друзья буквально со всех уголков планеты. Но самый большой плюс – путешествовать стало легко и просто», – делится она.

Бесплатное европейское образование – не сказка, однако оно потребует других вложений: придется учиться начинать все с нуля. Только так, «методом погружения», получится понять чужую страну.

Болонский процесс – процесс сближения систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Датой начала процесса считают 19 июня 1999 г.

42 тыс. иностранных студентов учились в Чехии в 2015 г., из них почти половина – из Словакии.

Семь из десяти лучших вузов Европы в рейтинге 2015/16 гг. журнала Times Higher Education расположены в Великобритании.

Закрыть