Яндекс.Метрика

Улица Рубинштейна Сергея Довлатова

2-4 сентября 2016 года отметилось необычным событием в культурном пространстве Петербурга. Дом культуры Льва Лурье был инициатором проекта «День Д» - фестиваля в честь 75-летнего юбилея Сергея Довлатова.

2-4 сентября 2016 года отметилось необычным событием в культурном пространстве Петербурга. Дом культуры Льва Лурье был инициатором проекта «День Д» - фестиваля в честь 75-летнего юбилея Сергея Довлатова.

Камерная часть фестиваля прошла в отеле Англетер и музее современного искусства Эрарта. А наиболее ярким эпизодом запомнилась открытая часть – она прошла на улице Рубинштейна под открытым небом, где и прожил все свои ленинградские годы Писатель. Кульминацией праздника стало открытие памятника возле его дома.

Это был неожиданный подарок властей города, скульптура была изготовлена Вячеславом Бухаевым на средства мецената Дмитрия Никитина задолго до юбилея. Но к моменту установки 4 сентября 2016 г. не все юридические процедуры были пройдены и, на момент открытия, монумент даже не имел фундамента. Отметим, что установка памятника была невозможна без личного разрешения губернатора города – закон не предусматривает установки памятников тем, кто умер меньше 30-ти лет назад. Тем не менее в конце августа 2016 губернатором Георгием Полтавченко было принято решение об установке бронзовой скульптуры возле дома 23 по улице Рубинштейна. Как высказался председатель комитета по культуре Константин Сухенко, «не может быть, чтобы в Нью-Йорке его любили больше, чем у себя на родине» - казалось нелепостью, что в Нью-Йорке была улица имени Довлатова, а в Петербурге установить монумент не позволял закон.

С улицей Рубинштейна связана вся жизнь Сергея Довлатова до эмиграции. Сюда, в дом 23 в коммунальную квартиру, приехал трехлетний Сергей Мечик (настоящая фамилия писателя) из эвакуации в далеком 1944 году. В той же комнате он прожил почти всю свою ленинградскую жизнь, до того как в 1978 началась жизнь в Нью-Йорке. Недалеко отсюда находится школа №206 на набережной Фонтанки, где учился писатель. Кстати, «день Д» проходил и в ней – там проводили бесплатные экскурсии.

А сохранившиеся без изменений старинное здание и установленные там памятные стенды создают уникальный музей ленинградской школы конца 40-х начал 50-х годов. Стены классических проходных дворов-колодцев Петербурга-Ленинграда, через которые когда-то ходил в школу Довлатов, сегодня украшают граффити, посвященные его творчеству. Если бронзовый монумент у фасада - это памятник от властей города, то рисунки на стенах дворов – памятник от жителей.

В доме №19 жил друг писателя, «старший сверстник» Довлатова и Бродского, литератор Евгений Рейн. В одной из своих книг он вспоминал, как Довлатов, выходивший по утрам гулять со своим фокстерьером Глашей и купить пару бутылок пива, часто заходил к нему по утрам. Приходил по утрам, в тапочках на босу ногу даже осенью, с пивом и неизменной (он после увез ее в США) собакой под мышкой.

На улице Рубинштейна дом 7, который называли «Слеза социализма», жила тетка писателя Довлатова Маргарита Степановна. Этот дом-коммуна, построенный на паях группой писателей и инженеров в 1931г. в рамках борьбы со «старым бытом», больше известен как ленинградский адрес Ольги Берггольц – улица Рубинштейна наполнена литературными символами. Род занятий тетки Довлатова (она была сперва корректором, а после и редактором издательства «Молодая гвардия») и круг ее литературных знакомств от Зощенко до Пикуля оставили след на его мировоззрении. Позже он писал о ней как о «любимой тетке». И тепло отзывался о ее сыне, своем двоюродном брате Борисе, что, как ему кажется, тому «повезло стать уголовником – иначе он бы стал крупным партийным функционером».

Среди других именитых гостей праздника были приехавшие из Америки друзья и близкие писателя. В музее Эрарта прошла фотовыставка Нины Аловерт. Известный балетный фотограф и театральный критик, Аловерт стала другом семьи Довлатовых в Нью-Йорке. Писатель редактировал газету «Новый Американец», с которой она сотрудничала. Их близкая дружба оставила след в многочисленных фотографиях писателя, выполненных Ниной Николаевной, – именно ее авторству принадлежат все самые известные портреты позднего Довлатова.

Автор другой выставки, фотограф Марк Серман тоже относится к американским друзьям Довлатовых. Как сам он рассказывал, их связывало давнее, но не близкое знакомство со времен Ленинграда. А в Нью-Йорке Довлатов сильно помог ему на первых порах, устроив работать к себе в газету и найдя квартиру по соседству с собой. Многолетнее соседство отражено в фотоснимках писателя, сделанных в квартире Довлатовых и во дворе его дома для различных зарубежных изданий его книг. На этих фотографиях запечатлены и приехавшие на торжество жена Елена и дочь Елизавета Довлатовы. И очень органичным оказалось то, что и автор, и герои фотовыставки, Марк Серман и Екатерина и Елизавета Довлатовы, останавливались в Петербурге в отеле на Рубинштейна - «Заповедник» - отеле-музее, расположенном в доме Довлатова на Рубинштейна 23, посвященном его творчеству и хранящем память об одном из самых известных «зарубежных русских» писателей. Как отметил корреспондент RFI (международное французское радио) в своей публикации, самой ресторанной улице современного Петербурга не хватает только бара, посвященного автору – памятник стоит на фоне бара «Цветочки», впрочем, вполне соответствующего вкусам юбиляра.

Закрыть