Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева, журналист Upstudy.ru

Как помочь ребенку полюбить читать

Книги – источник и удовольствия, и знаний. Но как доказать это своему ребенку, который наотрез отказывается брать в руки ваших любимых "Трех мушкетеров"? Возможно, стоит помочь ему найти в литературе что‑то свое. И начинать этот путь стоит еще до школы.

Книги – источник и удовольствия, и знаний. Но как доказать это своему ребенку, который наотрез отказывается брать в руки ваших любимых "Трех мушкетеров"? Возможно, стоит помочь ему найти в литературе что‑то свое. И начинать этот путь стоит еще до школы.

Многие родители убеждены, что читать детей должна научить школа. Однако успех определяется и тем, с каким багажом ребенок придет в первый класс. И если в его доме никогда не читали сказок на ночь, доказать первокласснику, что книги – это хорошо и полезно, будет крайне сложно.

Инфографика "ПД"

Личный пример

Учителя советуют родителям создавать в доме среду, которая будет стимулировать интерес к чтению. Показывать книжки с яркими картинками, читать маленькие стихи можно и годовалым детям. Дальше – больше. Если ближе к 2 годам ребенок сам начинает просить вас читать, считайте это первым серьезным успехом.

У любого ребенка есть свои игрушки. Сделайте так, чтобы у него была и своя книжная полка. В благоприятной среде интерес к чтению возникает сам, и двухлетние дети, которые цитируют наизусть Чуковского, – не такая уж редкость. Главное – личный пример.

"Я сама люблю читать. Поэтому в том, что сын вырастет заядлым читателем, я не сомневалась. К миру литературы приобщала его с самого раннего возраста: начинала с качественных, красивых и увлекательных книг, которые читала ему сама", – вспоминает мама девятилетнего сына Дарья Коптяева.

Если ребенка заинтересовали книги, поддержите это увлечение. Для лучшего результата стоит также ограничить время, которое ребенок проводит у телевизора или с гаджетом в руках. И тогда, по признанию родителей, дети сами начинают учиться чтению в 4‑5 лет.

Мама третьеклассницы Елена Серен вспоминает, что еще до школы покупала дочери журналы-комиксы про ее любимых фей, книжки с забавными картинками про Петсона и Финдуса. В итоге, научившись читать, девочка первым делом перечитала все книги, которые до этого ей читали родители, а в 9 лет попросила пятую книгу про Гарри Поттера.

Должно быть интересно

Родители признаются, что школьная система далеко не всегда помогает поддержать интерес к чтению, а порой и вовсе может его отбить.

"В первом классе нужно было вести читательский дневник. Это такая тетрадочка, куда я должна была каждый день вписывать название книги и количество прочитанных сыном страниц. Мы, впрочем, не слишком старательно следовали нормам: в одни дни сын читал много, в другие не открывал книгу совсем", – делится Дарья Коптяева.

Школьники – это обычные дети, и им нравится читать то, что интересно, считает Елена Серен. "У нас в классе учатся несколько ребят, которые прочитали все книги о Поттере. Они обсуждают прочитанное между собой, и каждому хочется быть в курсе", – рассказывает она.

Нет ничего плохого в том, что ваш ребенок читает детские детективы или книги по мотивам мистических мультфильмов. Главное, что ему интересно читать, а значит – придет время и для Жюля Верна, и для Пушкина.

От Гарри Поттера – к Онегину

Если хочется приобщить школьника к классике, нужно показать ему, почему и эти книги могут быть интересными. Евгения Абелюк, доцент Института образования Высшей школы экономики, в своей книге "Практика чтения" дает советы, которые помогут родителям и учителям заинтересовать детей книгами из школьной программы.

Первый совет – обсуждать книги, проводить параллели между героями и собой, ведь все мы когда‑то сравнивали себя и героев любимых книг.

Можно представлять литературное произведение как квест: задавать школьнику вопросы, которые помогут найти спрятанный смысл, – интрига всегда держит в напряжении.

Привлечь внимание к книге могут и увлекательные комментарии к ней, например, выпущенные отдельной книгой. Достаточно вспомнить знаменитые комментарии Юрия Лотмана к пушкинскому "Евгению Онегину".

Еще одним помощником может стать изобразительное искусство – визуальный комментарий к книге.

Кроме того, школьникам можно рассказать историю отдельных слов, понятий, мотивов, которые встречаются в книге.

Интерес могут пробудить и экскурсы в историю: расскажите о взаимоотношениях писателей между собой и о том, как это отрази­лось в их произведениях. Школьник увидит, что писатель – тоже человек, а с человеком общаться приятнее, чем с абстрактным литературным памятником.

Не обязанность, а право

Чтение будет доставлять удовольствие, если не возвести его в ранг ежедневной обязанности, убеждена Дарья Коптяева. "Я очень люблю книгу Даниэля Пеннака "Как роман". По-моему, это главная книга родителей, которые хотят вырастить из детей настоящих читателей. Первое из десяти прав читателя, которые автор приводит в конце, – право не читать. Потому что читать – это право, а не обязанность", – говорит она.

Невозможно силой заставить ребенка зачитывать до дыр "Трех мушкетеров", даже если его родители считают эту книгу лучшим произведением для подростков.

Стоит прислушаться к интересам своих детей и помочь им найти свои любимые книги. Если вы с раннего детства создавали благоприятную среду для будущего читателя, то такие книги обязательно найдутся. И, начав в 9 лет с "Гарри Поттера", к 12 школьник дорастет до классики.

Закрыть