Яндекс.Метрика
  • Игорь Федоров

Деревянному зодчеству в России добавят этажность

Россия готовится к развитию высотного деревянного домостроения. Однако сделать такое жилье массовым будет достаточно сложно. В первую очередь из‑за отсутствия необходимой производственной базы и высокой стоимости квадратного метра жилья из дерева.

Россия готовится к развитию высотного деревянного домостроения. Однако сделать такое жилье массовым будет достаточно сложно. В первую очередь из‑за отсутствия необходимой производственной базы и высокой стоимости квадратного метра жилья из дерева.

В 2017 г. Минстрой России разработает изменения в нормы проектирования, которые позволят строить в России деревянные дома выше трех этажей. Сейчас высота деревянных строений не может превышать 5 м, а площадь постройки – быть больше 500 м2.

Пожарные нормы

За рубежом деревянные высотные здания стали строить в начале века. Современные технологии позволяют возводить дома из деревянных конструкций высотой до девяти этажей. Хотя в мире известны и более масштабные проекты. По словам генерального директора Ассоциации деревянного домостроения Олега Паниткова, самый высокий дом построен в Канаде. Его высота 53 метра – 18 этажей. В скором времени этот рекорд будет побит: в Амстердаме проектируется 73-метровое здание.

В России только предпринимаются робкие попытки строительства деревянных высоток или домов с использованием комбинированной технологии. Пятиэтажные здания из железобетона и дерева построены в Нижнем Новгороде и Петербурге.

Настоящий прорыв готовит корпорация Good Wood, которая строит шестиэтажный бизнес-центр. По словам представителей компании, одной из главных проблем деревянного домостроения остается требование к пожарной безопасности. Хотя есть основание полагать, что эту проблему удалось решить. «Мы уже второй год строим наш бизнес-центр Good Wood Plaza. Когда мы начинали, пожарные всех уровней смеялись над нами. Они говорили, что шестиэтажное здание из дерева построить невозможно. Тем не менее мы решили бороться до конца», – рассказывает управляющий партнер корпорации Good Wood Александр Дубовенко.

Летом 2016 г. компания провела успешные испытания на огнестойкость клееных деревянных конструкций. Испытания показали, что предельное состояние по потере несущей способности деревянного бруса после полуторачасового огневого воздействия превысило показатели прочности металла и железобетона.

«Все уже давно понимают, что массивные клееные конструкции безопаснее в огне, чем металл и железобетон, но документов, подтверждающих это, до сих пор не было. Корпорация Good Wood провела испытания и для себя, и для отрасли в целом», – говорит заведующий лабораторией деревянных конструкций ЦНИИСК им. В. А. Кучеренко Александр Погорельцев.

Спрос на экологию

Директор по бизнес-процессам компании «Вудвилль» Сергей Карманов добавляет, что западные страны успешно строят деревянные дома, используя современные технологии. «Они абсолютно безопасны. Например, в Норвегии пожарные при пожаре здания с перекрытиями из железобетона не имеют права туда заходить, так как обрушение возможно в любой момент. Если горит дом с перекрытиями из клееной древесины, у спасателей есть час для тушения, так как такие перекрытия выдерживают большую пожарную нагрузку», – рассказывает эксперт.

Специалисты уверяют, что дом из качественно обработанного и просушенного дерева может прослужить десятки лет. Деревянная конструкция более долговечна, чем из металлокаркаса, – дерево не подвержено коррозии. При этом существенных отличий между деревом и железобетоном с точки зрения эксплуатации нет. К слову, в России существуют деревянные дома, простоявшие несколько веков.

По словам Александра Дубовенко, стоимость конструкций пока остается довольно высокой, несмотря на многочисленные преимущества. По его оценкам, стоимость квадратного метра жилья в деревянном доме без учета стоимости земельного участка и прочих расходов может составлять 40 тыс. рублей против 30 тыс. рублей у железобетонных домов.

Необходимо учитывать, что и расходы на эксплуатацию, несомненно, будут выше из‑за высокой плотности городской застройки, экологии и других воздействий на древесину.

По словам участника Совета по экологическому строительству Антона Чупилко, в Европе, Америке и Канаде деревянные дома – скорее роскошь, чем обиходное место проживания. Если на Западе подобные дома востребованы из‑за своей экологичности и потребители готовы доплачивать за это, в России стоимость жилья является превалирующим фактором, а экологичность учитывается по остаточному принципу. Говорить о деревянном домостроении в больших объемах не приходится, Россия не обладает необходимым оборудованием и технологиями для производства материалов. Хотя надо заметить, что работы в этом направлении ведутся. В 2012 г. Волосовским лесопромышленным комбинатом было запущено производство CLT-панелей. Производством X‑Lam занимается Ладожский домостроительный комбинат.

Закрыть