Ученые нашли причину заразности зевков в мозге

Американские ученые объяснили, почему столь заразно зевание - они нашли в мозге животных центр, который заставляет зевать и чесаться вслед за сделавшим это сородичем.

Эксперименты проводились на мышах. "Как известно, желание почесаться является очень заразным. Иногда люди начинают чесаться просто потому, что начинают об этом говорить. Многие наши коллеги думали, что все это является особенностью психики человека, однако наши эксперименты показали, что эта форма поведения "железно" встроена в наш мозг и не является формой эмпатии", — цитирует журнал Science ученого Чена Чжоу-Фена из университета Вашингтона в Сент-Луисе.

Заразность зевания давно вызывает дискуссии среди специалистов по психологии, нейрофизиологии и антропологии. Команда Чжоу-Фена отправила мышей в клетки с жидкокристаллическими дисплеями вместо стен. На экранах мышам периодическип оказывали их собратьев, которые почесывались.

Мышь-зритель сразу же начинала чесаться в ответ. И это при том, что зрение у грызунов плохое и они обычно пользуются усами и носом для ориентации в пространстве.

Чжоу-Фен стал следить, какие нервные клетки "включались" в мозге мышей, когда они видела чесавшегося собрата. В так называемом супрахиазматическом ядре ученые нашли особый набор нейронов, который как раз и отвечает за реакцию на "заразную" зевоту и почесывания. Отметим, эта часть мозга также отвечает за биологические часы и циклы сна и бодрствования.

Ученые установили, что клетки супрахиазматического ядра в момент, когда мышь видела почесывающегося сородича, выделяли белок GRP. Он обычно встречается в спинном мозге и является сигнальной молекулой. Ей  нейроны спинного мозга и клетки кожи обмениваются при почесывании.

Тогда биологи заблокировали работу молекул GRP в супрахиазматическом ядре и снова показали мышам собратьев, которые чесались. но мыши-зрители уже не реагировали ответным почесыванием.