Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Для плановой госпитализации в Петербурге стационар можно выбрать онлайн

Петербург стал первым городом в России, где заработал единый информационный онлайн-ресурс для плановой госпитализации. Что это ноу-хау дает поликлиникам и стационарам? И главное – насколько этот процесс станет теперь для граждан более простым, быстрым и демократичным?

Петербург стал первым городом в России, где заработал единый информационный онлайн-ресурс для плановой госпитализации. Что это ноу-хау дает поликлиникам и стационарам? И главное – насколько этот процесс станет теперь для граждан более простым, быстрым и демократичным?

Система обязательного медицинского страхования в нашей стране непрерывно модернизируется вслед за развивающейся сферой здравоохранения. Серьезные изменения в процедуру взаимодействия участников системы ОМС были внесены в 2013 г. приказом Минздрава России, регламентирующим порядок информационного сопровождения пациентов при оказании им медицинской помощи.

В соответствии с этим нормативным актом каждая медицинская организация один раз в сутки, а именно до 9:00, предоставляла в страховые компании всю информацию по коли­честву госпитализированных, по тем, кому в этом было отказано, и по количеству свободных мест в стационарах. Страховые компании должны были передавать эти сведения в поликлиники.

Однако апробация такой схемы на практике показала, что она требует усовершенствования. К примеру, если в стационаре было всего два свободных места, эти данные получали все поликлиники города и на все 24 часа. Понятно, что за столь продолжительное время картина могла существенно измениться и эти места могли быть многократно заняты.

"Поэтому с нашей точки зрения, хотя это и было шагом вперед, проблемы такого мегаполиса, как Петербург, не решало", – заявила замес­титель директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Санкт-Петербурга Александра Репина.

Страховые компании не могли с полной уверенностью сказать гражданам, что в этом стационаре есть эти два места, и в 14, и в 15 часов. А у пациента не было возможности выбора медицинской организации, так как не все врачи владели полной информацией о количестве и возможностях тех или иных медорганизаций. "Предполагаемый механизм не давал удалить те болевые точки, что были как у пациента, так и у врачей поликлиник или стационаров", – уточняет руководитель.

Пойди туда, не знаю куда

Более того: даже если пациент получал направление в стационар, дальше решать задачу плановой госпитализации он должен был самостоятельно. Ведь у каждой больницы свои правила: где‑то нужно захватить с собой результаты дополнительных исследований, а где‑то, к примеру, прий­ти натощак, чтобы не терять драгоценное время и провес­ти необходимое обследование в тот же день.

В итоге пациент сбивался с ног, чтобы получить необходимую информацию о том, когда, куда и с какими документами нужно подходить. Врачи в поликлиниках могли узнать о состоянии направленного ими больного только в индивидуальном порядке. А главврачи не имели сведений о том, кто направляет пациентов по показаниям, а кто просто так, чтобы, может быть, не ходить лишний раз на вызов.

Не легче было и стационарам. Бывало так, что все пациенты могли приехать на отборочную комиссию к одному времени. Бывало и наоборот: по каким‑то причинам больной не являлся на комиссию, где его ждали отвлекшиеся на это время от своих непосредственных обязанностей специалисты.

Все это не позволяло минимизировать коли­чество визитов как в стационар, так и к лечащему врачу и существенно затрудняло управление плановой госпитализацией.

Удобно пациенту

Сегодня врач, открыв онлайн-ресурс, может ввести данные больного и увидеть список всех медучреждений, где есть койки нужного профиля, адреса, ближайшие даты работы отборочной комиссии, количество мест. Компьютер подскажет и время ожидания госпитализации, как планируемое (его ставит стационар), так и то, которое он рассчитает по случаям предыдущих госпитализаций. "Сейчас мы просто поворачиваем компьютер к пациенту и говорим: "Ваше право выбирать: хотите лечиться в этой больнице – будете ждать 3 дня. Хотите в другой – 7 дней, а в третьей (там уже нет мест на плановую госпитализацию в ближайшие 30 дней) придется ждать больше, чем преду­сматривает территориальная программа", – объясняет Александра Репина.

В результате выбор делает пациент. И конфликт, который неизменно возникал раньше, разрешается сам собой.

Еще одно ноу-хау – это два дополнительных раздела в направлении. В первом, который распечатывается для пациента, указывается дата посещения отборочной комиссии, куда и когда прийти, что взять с собой. При этом для такого пациента бронируется место. Если в течение 30 минут врач или больной изменили свое решение, это место опять появляется в системе как свободное.

Второй раздел, который остается в системе и на бумаге пациент его не видит, адресован врачу. Открыв документ в стационаре, тот увидит всю дополнительную информацию, в том числе комментарии врача поликлиники.

Особенно важно это в тех случаях, когда у пациента подозревается что‑то серьезное, но требуется обязательное уточнение поставленного диагноза. Пугать человека заранее нельзя, но от врача к врачу передать полную информацию необходимо, что и позволяет сделать новая система. Для доктора это станет своего рода повышением квалификации и поможет ему понять, куда направлять пациента дальше.

"Самое главное, что есть обратная связь, и пациенты из вида не упускаются. Даже если они относятся к своему здоровью халатно", – уточняет заместитель директора ТФОМС.
Полезно врачам

Кроме того, система поможет разобраться и с такими случаями, когда, скажем, врач дает пациенту с остеохондрозом позвоночника (не самым тяжелым диагнозом) направления сразу в три медучреждения. Медики понимают: пациент, видимо, просто уломал доктора дать ему направления в надежде, что хоть где‑то его положат. А для страхового представителя это сигнал – надо проводить экспертизу ­качества медпомощи как на этапе поликлиники, так и в стационаре. Одно дело, если пациент нуждается в круглосуточном наблюдении врача. И совсем другое, когда он может пролечиться и в дневном стационаре.

"Три направления недопустимы. Ведь в каждом стационаре работает отборочная комиссия. Это затраты времени врача, и желание пациента где‑то полечиться на стационарной койке обходится слишком дорого для системы", – объясняют в ТФОМС.

В таких случаях, а также если были зарегистрированы необоснованные отказы по госпитализации или приход пациента на отборочную комиссию без необходимого пакета документов, на проверку выходит эксперт ­качества от страховой компании. И, если факты подтверждаются, на виновных налагается штраф.

Оценить работу каждого врача сможет и поликлиника. А город сможет проанализировать, каковы потребности коек по тем или иным заболеваниям, а также какие медучреждения пользуются наибольшим спросом у пациентов.

По словам Александры Репиной, сейчас к единой информационной онлайн-системе подключены стационары всех форм собственности (федеральные, ведомственные, городские), участвующие в программе ОМС, а также все поликлиники, которые имеют прикреп­ленное население. Однако не во всех поликлиниках в каждом кабинете врача есть компьютер, этот вопрос уже должны решать администрация учреждений и органы управления здравоохранением. В дальнейшем возможно подключение к этой системе информации скорой помощи.
Заметим, что внедренной системой заинтересовались во многих городах России. И в Северную столицу уже приезжают делегации, готовые перенять петербургский опыт и внедрить у себя самый масштабный информационный проект в системе обязательного медицинского страхования.

"Мы нашли решение проблем и считаем, что наша система повысила доступность медицинской помощи, эффективность и качество работы врачей. Она позволила управлять потоками пациентов, оптимально использовать коечный фонд и эффективно управлять ресурсами", - говорит Александра Репина, заместитель директора ТФОМС Санкт-Петербурга.

К информационной системе подключены: 167 амбулаторно-поликлинических учреждений, 65 стационаров, 7 страховых медицинских организаций. Более 10 тыс. пациентов уже госпитализированы благодаря этому сервису. И эти цифры растут с каждым днем.

Закрыть