Для плановой госпитализации в Петербурге стационар можно выбрать онлайн
Петербург стал первым городом в России, где заработал единый информационный онлайн-ресурс для плановой госпитализации. Что это ноу-хау дает поликлиникам и стационарам? И главное – насколько этот процесс станет теперь для граждан более простым, быстрым и демократичным?
Система обязательного медицинского страхования в нашей стране непрерывно модернизируется вслед за развивающейся сферой здравоохранения. Серьезные изменения в процедуру взаимодействия участников системы ОМС были внесены в 2013 г. приказом Минздрава России, регламентирующим порядок информационного сопровождения пациентов при оказании им медицинской помощи.
В соответствии с этим нормативным актом каждая медицинская организация один раз в сутки, а именно до 9:00, предоставляла в страховые компании всю информацию по количеству госпитализированных, по тем, кому в этом было отказано, и по количеству свободных мест в стационарах. Страховые компании должны были передавать эти сведения в поликлиники.
Однако апробация такой схемы на практике показала, что она требует усовершенствования. К примеру, если в стационаре было всего два свободных места, эти данные получали все поликлиники города и на все 24 часа. Понятно, что за столь продолжительное время картина могла существенно измениться и эти места могли быть многократно заняты.
"Поэтому с нашей точки зрения, хотя это и было шагом вперед, проблемы такого мегаполиса, как Петербург, не решало", – заявила заместитель директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС) Санкт-Петербурга Александра Репина.
Страховые компании не могли с полной уверенностью сказать гражданам, что в этом стационаре есть эти два места, и в 14, и в 15 часов. А у пациента не было возможности выбора медицинской организации, так как не все врачи владели полной информацией о количестве и возможностях тех или иных медорганизаций. "Предполагаемый механизм не давал удалить те болевые точки, что были как у пациента, так и у врачей поликлиник или стационаров", – уточняет руководитель.
Пойди туда, не знаю куда
Более того: даже если пациент получал направление в стационар, дальше решать задачу плановой госпитализации он должен был самостоятельно. Ведь у каждой больницы свои правила: где‑то нужно захватить с собой результаты дополнительных исследований, а где‑то, к примеру, прийти натощак, чтобы не терять драгоценное время и провести необходимое обследование в тот же день.
В итоге пациент сбивался с ног, чтобы получить необходимую информацию о том, когда, куда и с какими документами нужно подходить. Врачи в поликлиниках могли узнать о состоянии направленного ими больного только в индивидуальном порядке. А главврачи не имели сведений о том, кто направляет пациентов по показаниям, а кто просто так, чтобы, может быть, не ходить лишний раз на вызов.
Не легче было и стационарам. Бывало так, что все пациенты могли приехать на отборочную комиссию к одному времени. Бывало и наоборот: по каким‑то причинам больной не являлся на комиссию, где его ждали отвлекшиеся на это время от своих непосредственных обязанностей специалисты.
Все это не позволяло минимизировать количество визитов как в стационар, так и к лечащему врачу и существенно затрудняло управление плановой госпитализацией.
Удобно пациенту
Сегодня врач, открыв онлайн-ресурс, может ввести данные больного и увидеть список всех медучреждений, где есть койки нужного профиля, адреса, ближайшие даты работы отборочной комиссии, количество мест. Компьютер подскажет и время ожидания госпитализации, как планируемое (его ставит стационар), так и то, которое он рассчитает по случаям предыдущих госпитализаций. "Сейчас мы просто поворачиваем компьютер к пациенту и говорим: "Ваше право выбирать: хотите лечиться в этой больнице – будете ждать 3 дня. Хотите в другой – 7 дней, а в третьей (там уже нет мест на плановую госпитализацию в ближайшие 30 дней) придется ждать больше, чем предусматривает территориальная программа", – объясняет Александра Репина.
В результате выбор делает пациент. И конфликт, который неизменно возникал раньше, разрешается сам собой.
Еще одно ноу-хау – это два дополнительных раздела в направлении. В первом, который распечатывается для пациента, указывается дата посещения отборочной комиссии, куда и когда прийти, что взять с собой. При этом для такого пациента бронируется место. Если в течение 30 минут врач или больной изменили свое решение, это место опять появляется в системе как свободное.
Второй раздел, который остается в системе и на бумаге пациент его не видит, адресован врачу. Открыв документ в стационаре, тот увидит всю дополнительную информацию, в том числе комментарии врача поликлиники.
Особенно важно это в тех случаях, когда у пациента подозревается что‑то серьезное, но требуется обязательное уточнение поставленного диагноза. Пугать человека заранее нельзя, но от врача к врачу передать полную информацию необходимо, что и позволяет сделать новая система. Для доктора это станет своего рода повышением квалификации и поможет ему понять, куда направлять пациента дальше.
"Самое главное, что есть обратная связь, и пациенты из вида не упускаются. Даже если они относятся к своему здоровью халатно", – уточняет заместитель директора ТФОМС.
Полезно врачам
Кроме того, система поможет разобраться и с такими случаями, когда, скажем, врач дает пациенту с остеохондрозом позвоночника (не самым тяжелым диагнозом) направления сразу в три медучреждения. Медики понимают: пациент, видимо, просто уломал доктора дать ему направления в надежде, что хоть где‑то его положат. А для страхового представителя это сигнал – надо проводить экспертизу качества медпомощи как на этапе поликлиники, так и в стационаре. Одно дело, если пациент нуждается в круглосуточном наблюдении врача. И совсем другое, когда он может пролечиться и в дневном стационаре.
"Три направления недопустимы. Ведь в каждом стационаре работает отборочная комиссия. Это затраты времени врача, и желание пациента где‑то полечиться на стационарной койке обходится слишком дорого для системы", – объясняют в ТФОМС.
В таких случаях, а также если были зарегистрированы необоснованные отказы по госпитализации или приход пациента на отборочную комиссию без необходимого пакета документов, на проверку выходит эксперт качества от страховой компании. И, если факты подтверждаются, на виновных налагается штраф.
Оценить работу каждого врача сможет и поликлиника. А город сможет проанализировать, каковы потребности коек по тем или иным заболеваниям, а также какие медучреждения пользуются наибольшим спросом у пациентов.
По словам Александры Репиной, сейчас к единой информационной онлайн-системе подключены стационары всех форм собственности (федеральные, ведомственные, городские), участвующие в программе ОМС, а также все поликлиники, которые имеют прикрепленное население. Однако не во всех поликлиниках в каждом кабинете врача есть компьютер, этот вопрос уже должны решать администрация учреждений и органы управления здравоохранением. В дальнейшем возможно подключение к этой системе информации скорой помощи.
Заметим, что внедренной системой заинтересовались во многих городах России. И в Северную столицу уже приезжают делегации, готовые перенять петербургский опыт и внедрить у себя самый масштабный информационный проект в системе обязательного медицинского страхования.
"Мы нашли решение проблем и считаем, что наша система повысила доступность медицинской помощи, эффективность и качество работы врачей. Она позволила управлять потоками пациентов, оптимально использовать коечный фонд и эффективно управлять ресурсами", - говорит Александра Репина, заместитель директора ТФОМС Санкт-Петербурга.
К информационной системе подключены: 167 амбулаторно-поликлинических учреждений, 65 стационаров, 7 страховых медицинских организаций. Более 10 тыс. пациентов уже госпитализированы благодаря этому сервису. И эти цифры растут с каждым днем.