Яндекс.Метрика
  • Валерий Островский

Культурный феномен

За последнее время проявился некий общественно-культурный феномен: массы людей выстаивают часами очереди с единственной целью – посетить одну из художественных выставок.

политолог:

За последнее время проявился некий общественно-культурный феномен: массы людей выстаивают часами очереди с единственной целью – посетить одну из художественных выставок.

Началось все с Москвы, в которой москвичи и гости столицы устроили ажиотаж вокруг выставки Валентина Серова, посвященной 150‑летию со дня рождения художника. Продолжилось в Санкт-Петербурге, где 22 декабря прошлого года открылась выставка картин Ивана Айвазовского.

На минувшей неделе эта выставка закрылась. Подведены итоги. Они поистине удивительны.

Триста тысяч человек в не самое ласковое время года терпеливо отстояли очередь за не совсем дешевыми билетами (300 рублей). И все это для того, чтобы полюбоваться морскими пейзажами – преимущественно черноморскими.

Мне представляется, что эта цепочка далеко не случайна. Она может быть (и должна быть) подвергнута подлинному культурологическому анализу, который должен включать широкий исторический контекст. Тем более что культурология признана в наши дни ответственной научной дисциплиной. Не менее научной, нежели социология, политология или филология.

Итак, приступим… Наука (если она и в самом деле является таковой) противостоит мифологемам. Например, конспирологии. В самом деле, методы научного мышления не терпят приблизительности и безответственности. А именно – бездоказательности. Думаю, все дело не в самих доказательствах, а в методике их применения. Миф, усиленно поддерживаемый «прогрессивной общественностью», примитивен в своей сути. Якобы в нашем обществе все настолько прогнило, что вот-вот рухнет. Почему? Да просто потому, что нам так кажется. Точнее – хочется. «Прогрессоры» из кожи вон лезут, чтобы заразить массы такой психологией катастрофизма. И, по сути, всякий раз усаживаются в глубокую лужу…

Смогут ли призывы «прогрессоров» собрать три сотни тысяч людей на Марсовом поле? Вряд ли. А вот Иван Константинович Айвазовский смог. Почему так? Да просто потому, что людям ближе и понятнее изысканные в своей простоте морские пейзажи, картины морских сражений, чем «прогрессорские» бороденки. Более того – люди устали от заклинаний насчет «светлых лиц» петербуржцев. Тем более что они и в самом деле соскучились по светлым лицам. Но не по воспаленным лицам «прогрессоров». Хорошо бы им об этом задуматься.

Закрыть