Яндекс.Метрика

Тайна могилы Кипренского: где действительно похоронен художник

235 лет со дня рождения русского живописца Ореста Кипренского исполнилось в марте. Он был одним из лучших портретистов России. Долго жил в Италии, где им восхищались, и был похоронен в Риме. Однако некоторые источники утверж­дают, что похоронен он в Петербурге.

235 лет со дня рождения русского живописца Ореста Кипренского исполнилось в марте. Он был одним из лучших портретистов России. Долго жил в Италии, где им восхищались, и был похоронен в Риме. Однако некоторые источники утверж­дают, что похоронен он в Петербурге. 

Орест Кипренский родился в деревне Нежново на территории нынешней Ленинградской области. Он был внебрачным сыном местного помещика, бригадира Дьяконова. По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе, которого женили на его матери Анне Гавриловой после рождения ребенка от помещика.

В возрасте 6 лет будущий художник получил вольную и избавился от клейма крепостного, которое никогда не позволило бы ему подняться выше скотного двора.

Отец его не бросил, а обеспечил будущее. Мальчик даже получил модное в то время имя (героя поэмы Гомера "Илиада") и благозвучную фамилию, которую, как предполагают, образовали от имени Афродиты Кипрской – Киприды.

По другой версии, его фамилия образовалась от местечка Копорье, где его крестили, прозвав Копорским.

Золотая медаль

Еще в детском возрасте Орест выказал талант и большую охоту к рисованию, что побудило Дьяконова определить его в 1788 г. в воспитанники Императорской академии художеств. Необычайными способностями и быстрым их развитием Кипренский приобрел особое покровительство президента академии графа Строганова. Главными наставниками Кипренского были знаменитые тогда Угрюмов и Левицкий.

В 1802 г. за картину "Филемон и Бавкида" Кипренскому присудили малую золотую медаль, а за проект памятника профессору живописи Козлову он получил одну из больших золотых медалей.

В общей сложности Орест Кипренский успешно про­учился 15 лет, окончив Академию художеств с золотой медалью, после чего был оставлен при ней в качестве пенсионера.

Сравнивали с Рембрандтом

В 1804 г. молодой художник создал портрет А. К. Швальбе. Ценители живописи посчитали, что это копия с неизвестного им портрета кисти Рембрандта. Им было трудно поверить, что такое прекрасное полотно, выполненное в рембрандтовской манере, создано юным живописцем, а изображен на нем обычный крепостной.

На следующий год Кипренский представил в академии крупную историческую картину "Дмитрий Донской на Куликовом поле". За эту работу, выполненную в классической академичес­кой манере, ему присудили большую золотую медаль, дававшую право на заграничную пенсионерскую поездку. Благодаря ей художник также получил предложение принять участие в росписи Казанского собора.

Но в Европе тогда шли войны, поэтому поездку за границу пришлось отложить. Кипренский занялся созданием портретов, быстро принесших ему широкую известность и хороший заработок. К тому же, окончив академию, он получил личное дворянство.

История портрета Давыдова

Лучшим полотном, написанным Кипренским в тот период, считается портрет Е. В. Давыдова. В 1812 г. портрет лейб-гусарского полковника г-на Давыдова вместе с еще тремя полотнами был представлен художником в совет академии на соискание звания академика.

Любопытна дальнейшая судьба знаменитого портрета. Он оставался в собствен­ности автора, а после его смерти поступил в Академию художеств и был передан в создававшийся Русский музей.

Так как в подписи указывалась только фамилия, сочли, что это портрет знаменитого гусара Дениса Давыдова. Но в конце 40‑х годов прошлого века был обнаружен старый реестр произведений Ореста Кипренского, в котором имелись инициалы ­изображенного гусара – "Ев. В.".

Первоначально посчитали, что на портрете изображен брат Дениса Евдоким Давыдов. Позднее к атрибуции подключили военных историков, которые легко установили истину. В начале XIX в. в каждом гусарском полку были свои цвета ментика и опушки, собственный рисунок вышивки. По этим атрибутам формы и установили, что изображен на портрете Евграф Владимирович Давыдов, приходившийся двоюродным братом поэту-партизану.

Наиболее известные произведения Кипренского – портрет мальчика А. А. Челищева, портреты супругов Ростопчиных и Хвостовых, хранящиеся в Третьяковской галерее, автопортрет, а также изображения поэтов К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского. Орест Кипренский считался первым портретистом России того времени.

Стихи от Пушкина

В 1827 г. Орестом Кипренским по заказу А. А. Дельвига был выполнен замечательный портрет А. С. Пушкина. Благодарный поэт ответил Кипренскому стихами:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз, 

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых муз, –

И я смеюся над могилой,

Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит,  что не унижу

Пристрастья важных аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Слава в Италии

После окончания Наполеоновских войн Кипренский смог воспользоваться пенсионерской поездкой и уехал в 1816 г. в Италию.

На европейцев портреты Кипренского, уже сложившегося мастера, произвели большое впечатление. К примеру, в Женеве его избрали членом местного художественного общества. 

Но настоящая слава ждала его в Италии, где выстроилась огромная очередь желающих заказать портрет у русского мастера.

В 1820 г. пришло и официальное признание: знаменитая галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет, чтобы помес­тить его рядом с портретами признанных мэтров мировой живописи. Орест Кипренский стал первым россиянином, удостоенным такой чести.

Однако итальянские розы оказались с шипами. В Риме живописец взялся рисовать маленькую дочку своей натурщицы. Но мать Мариуччи – так звали девочку – начала тянуть из художника деньги.

Однажды натурщицу нашли мертвой в его мастерской. И хотя Кипренского признали невиновным, за историей потянулся нехороший шлейф. Друзья отвернулись от мастера, мальчишки на улицах стали швырять в него камни. Вмиг иссякли заказы. Орест отдал сироту Мариуччу на воспитание в монастырь и вернулся в Россию…

Несчастливая любовь

Когда Орест Кипренский снова приехал в Рим, то забрал Мариуччу из приюта и… влюбился в повзрос­левшую красавицу. Разница в возрасте между ними была 30 лет, но мастер женился на ней и даже принял католичество.

Однако, увы, капризная Италия уже забыла русского мастера, к тому же в моде тогда был другой блестящий художник из Петербурга – Карл Брюллов.

Орест вынужден был браться за любые заказы, однако денег постоянно не хватало. Он начал пить. Раздраженная Мариучча нередко закрывала двери и не пускала супруга домой. Однажды осенью, заночевав на улице, живописец простудился и умер.

Но где его могила?

Хоронили Ореста Кипренского немногие. Художник Н. Е. Ефимов в своем дневнике тогда записал: "Жаль было видеть стоящий на полу простой гроб с теплящейся свечкой у головы. Прискорбно было видеть это сиротство славного художника на чужбине". Земляки-художники, проживавшие в Риме, собрали 200 рублей и установили на могиле Кипренского памятную доску.

Уже в наши дни, а именно 24 марта, на малой родине живописца в деревне Нежново Кингисеппского района по инициативе местных жителей и на средства администрации Ленинградской области был открыт памятник известному русскому художнику, чьи работы хранятся в крупнейших музеях России и за рубежом. Авторы скульптуры – Дмитрий Щербаков и Сергей Сергеев. Монумент установили в честь 235‑летия со дня рождения Ореста Кипренского.

Закрыть