Яндекс.Метрика
  • Ольга Лошкарева, журналист Upstudy.ru

Как полюбить математику

Математика – наука, которая пугает и восхищает одновременно. Для многих школьников она может стать более понятной и интересной, если изменить свое отношение к этому предмету и представление о нем.

Математика – наука, которая пугает и восхищает одновременно. Для многих школьников она может стать более понятной и интересной, если изменить свое отношение к этому предмету и представление о нем.

Даже для тех, кто считает себя абсолютным гуманитарием, нет препятствий к тому, чтобы полюбить математику. По мнению аспиранта Математического института им. В. А. Стеклова РАН, преподавателя университетской гимназии МГУ Дениса Городкова, проблема в том, что в большинстве школ детей не учат придумывать новое решение, а заставляют зубрить старое.

Сплошные алгоритмы

Школьная математика чаще всего сводится к набору правил и формул, за рамки которых не выбраться. С введением ЕГЭ эта тенденция только усилилась. Возможно, поэтому математика для детей – это воплощение формализма.

«Любой учитель, который заставляет своих учеников только учить алгоритмы, математику очень сильно подводит как науку, потому что это не является математикой ни в какой мере», – считает Денис Городков.

Инфографика "ПД"

Математика – это наука не о способах решения задач, а о придумывании нового способа решить задачу. На сегодняшний день наиболее грамотно с этой точки зрения математику преподают в гимназиях и лицеях, особенно в профильных классах. Здесь цель преподавателя – подвести ученика к каждому следующему шагу, но этот шаг школьник должен сделать сам. Однако таких школ меньшинство.

Проблемой является и уровень квалификации школьных преподавателей, которые сами многого не знают. Ключевое качество хорошего преподавателя – это искренний интерес к своему делу.

«Для детей заразительно, когда преподавателю нравится то, что он делает, когда видно, что он делится с ними чем‑то красивым, чем‑то интересным», – уверен Денис Городков.

Часто интерес и квалификация тесно связаны между собой: люди, которым интересно, оказываются более квалифицированными преподавателями, и наоборот.

Занимательные задачи

Родители могут заинтересовать ребенка математикой, решая с ним наглядные математические задачи.

Одна из самых известных задач, доступная даже пятилетним детям, – это «лента Мебиуса». Для задачи берется полос­ка бумаги и склеивается, но не в форме цилиндра, а таким образом, чтобы один ее край был перекручен. Если разрезать «ленту Мебиуса» пополам, она не распадется на две части, как случилось бы с цилиндром.

Другой пример – «бесконечный отель Гильберта»: задача про отель с бесконечным числом номеров, в который приезжает хоккейная команда с бесконечным количест­вом игроков. Владельцу надо решить, как поселить команду, если все номера в отеле уже заняты. Эта задача помогает объяснить детям понятие «бесконечность».

Важно, чтобы задачи для детей были реалистичны и рассказывали о наглядных вещах, а не об абстрактных понятиях. Цель задач – заставить думать и рассуждать.

Также хороший инструмент для тренировки детских мозгов – головоломки. «Я считаю, что детям нужно покупать головоломки. Они позволяют развивать практичную сообразительность. Детям интересно возиться с головоломками: это предмет, реально перед вами лежащий, и с ним нужно что‑то сделать», – рассуждает Денис Городков.

Множество интересных задач есть в книгах о математике. Для самых маленьких детей подойдет книга Александра Звонкина «Малыши и математика», где в игровой форме представлены задачи для дошкольников. Одна из самых известных книг для школьников – «Занимательная арифметика» Якова Перельмана. Есть старые советские книги, например, «Волшебный двурог» Сергея Боброва. «Это художественная книга, она рассказывает о сложнейших со школьной точки зрения математических понятиях на языке, который доступен ученикам 6‑7-х классов», – описывает книгу Денис Городков.

Что касается всевозможных образовательных каналов на YouTube и в соцсетях, то большинство массовых пабликов, по оценке Дениса Городкова, связано с методологией решения задач, а не с попыткой понять математику.

Личный интерес

Важен не столько развивающий канал, который вы покажете своему ребенку, сколько ваш личный интерес к тому, что вы объясняете. «Вы можете сами посмотреть образовательные каналы и, если они покажутся вам интересными, покажите их ребенку. Если интересно вам – появится интерес и у него. Родитель, который лично рассказывает своему ребенку о математике, должен быть заинтересован. Поэтому если родителю неинтересно – ничего не выйдет», – преду­преждает Денис Городков.

Полюбить математику взрослому гораздо сложнее, чем ребенку. К сожалению, пока у нас нет качественных курсов математики для молодых родителей, констатирует Денис Городков. Сейчас задача взрослых – заинтересоваться этой наукой самим.

Час занятия математикой – это эффективная тренировка логического и абстрактного мышления, памяти и умения анализировать информацию.

Математика – наука не прос­то интересная, но и красивая. Однако сложно разглядеть эту красоту из‑за шаблонов, которые каждый зубрит в школе. Еще сложнее взрослым показать красоту этого предмета своим детям. Помочь может хороший преподаватель математики и собственный интерес родителей к этой науке.

Закрыть