Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Режиссер Владимир Бортко: я жду, когда наши зрители захотят увидеть на экране свою жизнь

Владимир Бортко – известный кинорежиссер и сценарист, автор таких культовых фильмов, как "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита", первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по культуре – представил публике новый фильм "О любви". Почему он взялся за мелодраму? Что думает по поводу текущих событий и каковы его планы, Владимир Бортко рассказал в эксклюзивном интервью "ПД".

Владимир Бортко – известный кинорежиссер и сценарист, автор таких культовых фильмов, как "Собачье сердце" и "Мастер и Маргарита", первый зампредседателя Комитета Госдумы РФ по культуре – представил публике новый фильм "О любви". Почему он взялся за мелодраму? Что думает по поводу текущих событий и каковы его планы, Владимир Бортко рассказал в эксклюзивном интервью "ПД".

"Петербургский дневник": Владимир Владимирович, вы один из авторов сценария новой ленты. Как вообще возникла идея снять фильм о любви? Ведь это, не считая "Блондинки за углом", вторая картина на такую тему.

Владимир Бортко: Не так давно я узнал простую вещь: оказалось, что из четырех билетов, купленных в кино, три из них приобрели женщины. А вот женщин, которые были бы главными героинями фильмов, у нас нет! Есть жены, есть подруги главных героев, есть коллеги, а сами по себе женщины-героини встречаются крайне редко. И мне захотелось рассказать о современной женщине, которой очень сложно жить в окружении мужчин. Потому что то, что у нее есть в душе, никому не нужно.

Я стал искать актрису на роль главной героини и нашел Аню Чиповскую. Это очень своеобразная девушка, с которой было легко и в то же время очень нелегко работать. Но без нее не было бы этого кино. Мне кажется, что роль получилась. И в этом ее заслуга и, конечно, моя.

Фото: kinopoisk.ru

"Петербургский дневник": Другими артистами вы также довольны?

Владимир Бортко: Роль мужа главной героини сыграл Алексей Чадов, которого как актера я тоже не знал и фильмов с его участием не видел. Просто это тот самый случай, когда пришел молодой человек, и стало понятно – это он. На мой взгляд, Чадов полностью соответствовал тому образу, что сложился в моей голове. Более того: он показал себя как интеллигентный и вдумчивый актер. И я даже предложил ему роль в моем следующем фильме.

Сценарий картины "О любви" был написан еще в 2004 г. и положен в ящик. Но как‑то однажды его прочитала моя сноха и удивленно спросила, почему я не хочу снять по нему фильм.

В то время были "Идиот", "Тарас Бульба", "Мастер и Маргарита", и до этого сюжета руки все никак не доходили. Однако эта история не переписывалась ни разу, не менялся и финал.

"Петербургский дневник": Может быть, тогда, чтобы читателям было понятно, перескажете в двух словах фабулу картины.

Владимир Бортко: Сюжет вечный. Девушка живет с мужем и думает, что любит его. Пока не случается катастрофа – встреча с другим мужчиной. Знаете, как бывает: он посмотрел на нее, она – на него, и все изменилось. Но дело здесь не в сюжете, а в характерах.

В этом фильме супруг главной героини, который вначале строит с ней свои взаимоотношения на основе "договора", потом все же осознает свою ошибку. А второй мужчина (актер Дмитрий Певцов), хоть и ворочает миллиардами, духовно оказывается гораздо ниже нее и тоже, по сути, не оправдывает ее надежд. И мне показалось очень интересным это показать. Рассказать о том, что в итоге женщина оказалась сильнее этих двух мужчин.

"Петербургский дневник": Все, кто видел фильм, уже провели аналогию с Анной Карениной.

Владимир Бортко: Да не имеют они ничего общего! Моей героине нужно больше, чем служебные отношения или отношения в кровати. Именно на это я хотел обратить внимание. Она – сильная женщина, которая уничтожила в себе чувства, потому что они оказались никому не нужны. Это ее самонаказание, и только в этом, может быть, есть какое‑то сходство с Анной Карениной.

"Петербургский дневник": Вы говорили, что следующий фильм будет посвящен Донбассу. Что это будет за кино и как продвигается работа?

Владимир Бортко: В основе будущего фильма книга писателя Александра Проханова "Убийство городов", написанная им на материалах наблюдений, сделанных в ходе его поездок в Новороссию. Он в этом романе видит себя то молодым человеком, то уже очень зрелым. У нас в картине это будут два разных человека. Все персонажи имеют реальные прототипы.

Александра Проханова будет играть Владимир Меньшов, а Алексей Чадов исполнит главную роль писателя Рябинина, который отправился на Донбасс. Кроме того, у героя появится невеста крайне либеральных взглядов. И мы предоставим ей слово, считаю, это будет достаточно интересно.

Думаю, это будет новый жанр для нашего кино, потому что по таким событиям художественные фильмы у нас снимают редко, если снимают вообще. В Америке это делают довольно часто, что‑то происходит, и через год появляется фильм.

Снимать мы планируем начать уже 28 мая в Москве. Остальные съемки будут проходить в Ростове-на-Дону, и два эпизода – в Донецке. Согласитесь, снимать кино под пулями очень тяжело.

"Петербургский дневник": Не могу не спросить вас еще об одном фильме, мысль о котором вы вынашиваете уже очень давно. Я имею в виду фильм о Сталине, к которому вы даже написали сценарий. Однако до съемок дело так и не дошло, почему?

Владимир Бортко: Действительно, канал Россия (ВГТРК) заказал мне сценарий. А когда я его написал (там взят период от Великой Победы в 1945‑м до его убийства в 1953 г.),
а они прочитали, то сказали мне: давай сделаем так – Сталин будет у нас на 30% хороший, а на 70% плохой. Я на это ответил, что у меня трудности с процентами. И предложил: давайте я сделаю так, как сделаю. Мне ответили – тогда не надо, ибо народ у нас для этого еще не созрел…

А я просто хочу рассказать всю правду. Это далеко не добрый дедушка, но и не то чудовище, которое из него сделали. И, кстати, вы не задумывались, почему вдруг это постоянно звучит: Сталин, Сталин, Сталин… Больше 100 лет прошло, как он родился. Значит, вычеркнуть из памяти народа эту выдающуюся личность невозможно.

Мы все живем сегодня в какой‑то степени благодаря тому, что именно Сталин руководил страной и армией в годы Великой Отечественной войны.

"Петербургский дневник": С одной стороны, вы горячо защищаете Сталина и считаете себя атеистом. С другой, говорите о необходимости возвращения Исаакиевского собора в лоно церкви.

Владимир Бортко: Моя позиция по Исаакию не меняется. Вот недавно я проезжал мимо храма, и еще раз прочитал то, что там написано: "Храм мой  храм молитвы наречется". Это для кого написано? Куда уже дальше? Что еще можно добавить? Он что, как музей строился? Говорю это совсем не потому, что я религиозный фанатик, я за справедливость. Только и всего.

Это храм, там иконы висят. Отдайте это тем, кто там должен служить службы. Другое дело, если вы хотите сделать что‑то еще рядом, пожалуйста, делайте. Только не наоборот.

Поскольку построен Исаакиевский собор был как храм, причем как главный храм России, таким и должен оставаться. А музей – это дополнительная функция.

"Петербургский дневник": Еще одна не менее актуальная тема – это 100‑летний юбилей революции, отношение к которой далеко не однозначное.

Владимир Бортко: У нас сейчас пытаются совместить две революции в одну. Ничего подобного. Первая революция – Февральская – это обычная буржуазная революция. Вторая – принципиально другая, ибо вектор власти был направлен совсем на иное. Знаете, каким был один из первых декретов советской власти? О ликвидации неграмотности. И заслуга советской власти именно в этом. Не в запуске ракеты, не в атомной бомбе, а в повышении культурного уровня всего народа. Так что хотим мы того или не хотим, человечество все равно пойдет туда, куда оно и должно приходить, иначе жизнь на земле кончится. Будущее человечества – социализм.

"Петербургский дневник": В последнее время фильмов в нашей стране снимается все больше. Однако до зрителя доходит лишь небольшая часть из них. Не планируете ли вы, как первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по культуре, принять меры по ограничению числа западных фильмов на экране?

Владимир Бортко: Я пришел в Госдуму с толстенным трактатом, как это изменить. И уперся не в сопротивление государства, нет, а в своих товарищей, которые не хотят менять эту систему. Их все устраивает.

Назову некоторые цифры, и вы сами все поймете. Государство тратит 6 млрд рублей каждый год на содержание своего кино. В России производят приблизительно 82 художественных фильма в год. Из них на экран попадает только 12. Остальные до широкого зрителя не доходят. То есть их запускают лишь для того, чтобы получить деньги. А из тех 12, что крутят в кинотеатрах, доход приносят, может быть, 4‑6. Значит, это просто трата государственных средств. Получается, дают на кино деньги, которые можно не возвращать. Самый лучший бизнес в мире, зачем его ломать? Зато около 90% картин в российском прокате – американские.

"Петербургский дневник": Так все безнадежно?

Владимир Бортко: Ничего безнадежного в этом мире не бывает. Все встанет на свои места. Я жду, когда наши зрители захотят увидеть на экране свою собственную жизнь. И найдутся люди, которые смогут это снять и показать. Мне, конечно, хотелось бы, чтобы это случилось пораньше. Ну наступит это время немного попозже, пусть, но наступит обязательно.

Известность к режиссеру Владимиру Бортко пришла после комедийной ленты "Блондинка за углом". Экранизация "Собачьего сердца" Булгакова принесла ему признание мировой кинообщественности и Гран-при кинофестиваля в Перудже. В 2000‑е гг. Бортко снял несколько телесериалов ("Бандитский Петербург", "Идиот" и "Мастер и Маргарита"), отмеченных многочисленными призами. Его фильм "Тарас Бульба" с украинским актером Богданом Ступкой со 2 апреля по 9 мая 2009 г. посмотрели 3,74 млн человек (без учета кинотеатров Украины). Бортко – народный артист РФ, действительный член Российской академии кинематографических искусств и наук, академик ТЭФИ, лауреат всесоюзных, всероссийских и международных кино- и телефестивалей.

Закрыть