Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Хореограф Борис Эйфман: я иду совершенно иным путем

В Александринском театре 26 апреля состоится премьера новой версии балета Бориса Эйфмана «Русский Гамлет». Спектакль, не исполнявшийся труппой СПб государственного академического театра балета на протяжении многих лет, возвращается в репертуар в год празднования 40‑летия коллектива. О новой постановке и подготовке к юбилею рассказывает его художественный руководитель Борис Эйфман.

В Александринском театре 26 апреля состоится премьера новой версии балета хореографа, народного артиста России Бориса Эйфмана «Русский Гамлет». Спектакль, не исполнявшийся труппой СПб государственного академического театра балета на протяжении многих лет, возвращается в репертуар в год празднования 40‑летия коллектива. О новой постановке и подготовке к юбилею рассказывает его художественный руководитель Борис Эйфман.

"Петербургский дневник": Борис Яковлевич, спектакль «Русский Гамлет» уже был в репертуаре вашего театра. Почему вы вновь обратились к этой теме? Что нового хотели привнести в постановку?

Борис Эйфман: Я поставил «Русского Гамлета» в 1999 г. В каком‑то смысле этим спектаклем наш театр закрыл целую эпоху в своей жизни – первое постсоветское десятилетие. В нем отра­зились длительные художест­венные поиски, связанные с совершенствованием как хореографического языка, так и той формы большой балетной психодрамы, которая с начала 1990‑х стала для труппы приоритетной.

Лет 5 назад «Русский Гамлет» перестал исполняться. Сработал прос­той принцип: невозможно, не имея своей сцены, сохранять в репертуаре масштабные и сложные спектакли и параллельно создавать новые постановки (а их все время ждут от нас импресарио). Я не хотел прощаться с этим балетом и решил вернуть его на сцену. Разумеется, не в качестве музейного артефакта.

Из постановки XX в. я должен был сделать спектакль века XXI. Драматургическая конструкция «Русского Гамлета» больших изменений не претерпела. Изначально мы достаточно точно отразили в балете суть трагедии царевича Павла. Это была безусловно талантливая и полная светлых замыслов личность, стремившаяся направить свою энергию на благо России. Однако постоянное недоверие со стороны матери-императрицы, не любившей сына, столкновение с миром политичес­ких интриг, где царят ложь и предательство, привели Павла к психическому надлому, заставили погрузиться в сферу фантазий и мистичес­ких видений.

Я очень серьезно переработал хореографический текст спектакля. И сегодня могу считать «Русского Гамлета» постановкой, соответствующей моим представлениям о балетном театре начала третьего тысячелетия – его пластике, философском содержании и технических средствах. Для этой премьеры художник Вячеслав Окунев подготовил новые костюмы и усовершенствованные декорации. А световую партитуру возрожденного «Русского Гамлета» назову одной из наиболее эффектных в репертуаре нашего театра.

Фото: Е. Матвеев

"Петербургский дневник": Такие балеты, как «Реквием», «Братья Карамазовы», «Красная Жизель», «Чайковский», тоже претерпели изменения. Одни считают, что это переосмысление старых постановок, желание их осовременить, вдохнуть новую жизнь. Другие говорят о простой «перелицовке». Как вы сами можете это прокомментировать?

Борис Эйфман: Подобная практика – ни в коем случае не «перелицовка», не косметический ремонт. Да, есть хореографы, которые могут переставить в своих старых балетах несколько движений и назвать это «новой редакцией». Я иду совершенно иным путем и подвергаю собственные творения достаточно жесткой ревизии. Если вижу в них признаки архаики, начинаю, по сути, все сочинять заново. Это мучительная работа, ведь приходится резать по живому, своими руками разрушать гармонию, созданную ценой неимо­верных усилий. Но я хочу, чтобы зритель, приходящий к нам на спектакли, получал исчерпывающее представление о сегодняшних художественных и техничес­ких возможностях нашего театра, а не погружался в историю. Заниматься таким переосмыслением должен сам автор, творец. Наследники и преемники не смогут в полной мере справиться с этой миссией.

"Петербургский дневник": В свое время «Русский Гамлет» имел оглушительный успех на Западе. Будет ли показана там новая версия балета? И какие гастроли еще запланированы?

Борис Эйфман: Новую хореографическую версию «Русского Гамлета» обязательно увидят европейские и американские зрители. Скорее всего, это произойдет в сезоне 2018/19 гг. Несмот­ря на непростую финансовую ситуацию в мире, мы по‑прежнему много гастролируем. Уже в мае труппа отправится в Северную Америку, где будет выступать на протяжении 2 месяцев. Театр посетит Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Торонто, другие города. Зрители Америки и Канады увидят возобновленный балет «Красная Жизель» и премьеру прошлого сезона – спектакль «Чайковский. PRO et CONTRA».

"Петербургский дневник": В Петербурге попасть на ваш спектакль всегда непросто. Когда и чем вы порадуете петербуржцев и гостей города?

Борис Эйфман: В начале июля состоится серия наших спектаклей на сцене Александринского театра. Те, кто не попадет на апрельскую премьеру, смогут увидеть «Русского Гамлета» 3 июля. Также мы покажем «Евгения Онегина», «Анну Каренину», «По ту сторону греха», «Родена» и Up & Down.

"Петербургский дневник": В этом году театр отмечает 40‑летие создания. Какие вехи в его истории вы бы назвали основными? Какая из постановок вам наиболее дорога? Какие события готовятся к юбилею?

Борис Эйфман: Событий, через которые мы прошли за четыре десятилетия, хватило бы не на один том театральной летописи. Очень сложно выделить какие‑то из них. Хотя, конечно, в нашей истории были судьбоносные моменты, предопределившие дальнейшую творческую жизнь коллектива. К таким, например, отнесу премьеру балета «Идиот» в 1980 г., показавшую зрителю, что язык танца может быть инструментом глубинного исследования великой литературы и средством познания души. Или создание в 1986 г. спектакля «Мастер и Маргарита», после которого советские партийные чиновники, годами травившие меня, внезапно объявили мое творчество «искусством новой России». Назвать свои любимые спектакли я не готов. Спросите любую нормальную мать, кого из собственных детей она обожает больше. Сможет ли она ответить?

40‑летие театра мы собираемся праздновать не один месяц. Впрочем, слово «праздновать» здесь нужно брать в кавычки – для труппы это все‑таки будет ответственная и напряженная работа. Во второй половине июля на исторической сцене Большого театра России начнутся наши двухнедельные гастроли. Мы привезем в столицу «Русского Гамлета», а также избранные спектакли репертуара. На конец сентября запланирован большой праздничный гала-концерт. Он состоится на сцене Александринского театра. Над программой еще предстоит подумать. В нее наверняка войдут не только фрагменты лучших постановок театра, но и номера в исполнении воспитанников Академии танца, а также сочинения молодых хореографов нашего коллектива.

"Петербургский дневник": Как вы считаете, почему при ежегодном выпуске до 100 хореографов в год новых Эйфманов так и не появляется? И как утолить кадровый голод в артистах балета?

Борис Эйфман: Вы озвучили вопросы, которые мучают меня самого уже не один год. Мы неоднократно обсуждали их с авторитетными деятелями танца России и зарубежья (поскольку эти проблемы – общемировые). Звучали правильные мудрые высказывания, формулировались рекомендации и предложения, но воз, к огромному сожалению, и ныне там. Если говорить кратко, нужна существенная корректировка всей системы хореографического образования, ее переориентирование на подготовку универсальных балетных артис­тов XXI в. Наша Академия танца стремится воспитывать исполнителей подобного уровня. Но для выполнения этой миссии нужно время.

Почему не появляются новые Эйфманы, я не знаю. Могу лишь привести показательный пример. В молодости я рвался на репетиции к великому хореографу Леониду Якобсону. Он не пускал меня в зал (и я его прекрасно понимаю), поэтому за работой мастера приходилось наблюдать через окно. Я уже 40 лет руковожу театром. За это время ни один начинающий хореограф не попросился ко мне на репетицию. Иной раз кажется, что нынешние молодые люди слишком пресыщены – технологиями, благами, информацией. Современная цивилизация в принципе нацелена на формирование человека-потребителя, а не человека-творца. И это колоссальная проблема.

"Петербургский дневник": Министр культуры РФ Владимир Мединский, говоря об Академии танца, сказал, что этот балетный городок останется в истории. Можно ли надеяться, что те одаренные дети, которых вы собираете по всей стране, составят славу нашего балета?

Борис Эйфман: Давайте дождемся первого выпуска академии и тогда уже будем подводить предварительные итоги. Безусловно: сегодня в нашей школе созданы все условия для всестороннего развития талантливых детей России и воспитания из них представителей новой творческой элиты страны.

Академию поддерживают губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко и правительство города, нам помогают спонсоры. К 2018 г. при балетной школе будет построен общегородской детский театр танца. На его сцене смогут выступать не только наши воспитанники, но и одаренные юные петербуржцы из разных хорео­графических коллективов, включая самодеятельные. Я глубоко благодарен Георгию Полтавченко, который с самого начала с искренним вниманием отнесся к этому важному социально-культурному проекту и оказал ему поддержку.

"Петербургский дневник": Скажите, а что бы вы в первую очередь пожелали в преддверии юбилея себе и театру?

Борис Эйфман: Чтобы у нас были не только новые творческие замыслы, но и возможности воплощать их в жизнь.

Закрыть