Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

«Здесь происходит симбиоз архитектуры и танца»: Диана Вишнева о новой концепции фестиваля Context

В Петербурге на Левашовском хлебозаводе стартовал XII сезон фестиваля Context. «Петербургский дневник» побывал на открытии перформанса и узнал, что объединяет архитектурную конструкцию с танцами
Фото: предоставлено организаторами

В стенах «Творческой котельной» Левашовского хлебозавода стартовал фестиваль Context. Diana Vishneva. В целом программу можно считать большим творческим экспериментом. На площадке зрителям продемонстрировали танцевальное шоу, которое рассказывает о взаимосвязи современной хореографии и архитектуры.

«Каждый год мы посвящаем тому или иному виду искусства. В прошлом году фестиваль был на стыке синтеза музыки и танца, – говорит художественный руководитель фестиваля Диана Вишнёва. – Сейчас здесь происходит симбиоз архитектуры и танца. Соответственно, все последующие программы у нас будут приурочены к этой теме».

Два направления – танец и архитектура – во многом схожи. В том и другом искусстве присутствует «построение линий», дополнила прима-балерина Мариинского театра.

«Очень часто танец называют архитектурным. В то же время идет адаптация классического танца к современной архитектуре, и наоборот: современного танца к классическим конструкциям. Поэтому очень интересно изучать эту тему хореографам, артистам, теоретикам и зрителям. Мы поддерживаем всю эту историю и начинаем наш 12-й сезон в этом прекрасном месте».

Фото: предоставлено организаторами

Памятник конструктивизма

Импровизированная сцена расположилась в «Творческой котельной» не случайно. Здание является объектом культурного наследия. По словам президента компании-застройщика, реконструировавшего объект Эдуарда Тиктинского, еще пять лет назад это место было полностью разрушено. Но уже в 2023 году обновленное пространство открыли.

«Мы пришли сюда в 2018 году, работали над реконструкцией здания. Это место было жутким запустением в центре города. Михаил Пиотровский говорил, что он этим поражен, – продолжает собеседник. – И когда мы начали работы, то столкнулись со множеством сюрпризов – аварийность оказалась куда большей, чем мы надеялись изначально, стоимость реконструкции возросла с 0,8 до 1,2 миллиарда рублей... Но всё закончилось хорошо. Сейчас Левашовский хлебозавод – успешный, важный для города пример приспособления исторического объекта под новый функционал».

Также Эдуард Тиктинский отметил, что Левашовский хлебозавод является памятником конструктивизма. Кроме того, он упомянул, что в годы блокады здесь не переставали выпекать хлеб.

«Наша задача была – найти такой способ выражения, который хорошо бы воспринимался современным поколением. Здесь уже реализовано несколько интересных постановок, – говорит основатель строительной компании. – Главное, чтобы здание было точкой притяжения, куда могут приходить люди и слушать лекции про архитектуру, участвовать в концертных программах. Именно на этом месте работала котельная. Здесь даже специальная крыша. Если бы произошел какой-то взрыв от пара, то благодаря куполообразной крыше все бы произошло максимально безопасно».

Фото: предоставлено организаторами

Авангардная постановка

Пластика танцоров словно передает историю самого здания. Хореограф Ксения Бурмистрова отметила, что артисты двигаются, подобно работе конвейера, выполняя движения по кругу.

«В этом здании выпекали хлеб. Поэтому уникальный процесс кругового выпекания использовался при создании танца и структуры спектакля. Мы работаем с осью вертикали, с движением по кругу по горизонтали, – рассказывает Ксения Бурмистрова. – В плане смыслов мы также брали тесто и тело. Как мы месим, как замешиваем друг друга, время. Работаем с замедлением времени и его расширением. Артисты могут быстрее идти или медленнее».

Также хореограф отметила, что постановка создавалась «через призму внутренней архитектуры человека».

«Безусловно, мы делали специфический показ, осознавая, что у нас представление будет в котельной. Мы заходили абсолютно с разных сторон. Затрагивали и социальные, и исторические, и эмоциональные слои. Во время работы я рассматривала определенные метафоры. Где я? С какой точки я начинаюсь? Где моя линия? Где мои границы?»

Фото: предоставлено организаторами

В формах и линиях

Проект включает в себя и архитектурную конструкцию, вдохновленную Левашовским хлебозаводом и его историей. Тем самым авторы инсталляции и хореографы подчеркнули важность здания в культурном контексте. Кроме того, арт-объект является не только статичной формой, но и участником танцевального процесса, с которым взаимодействуют артисты.

«Инсталляция, которая в итоге получилась, – это кубы. Это простая и эталонная форма в архитектуре. Мы договорились друг с другом, что хотели отразить историческую ценность здания, показать в формах и линиях. В форме наших кубов можно заметить спиралевидность. Это напоминает о работе конвейера. Есть подвесная и напольная часть инсталляции», – заверила автор конструкции Валерия Руднева.

Фото: предоставлено организаторами

Под эгидой фестиваля

Не только показать, но и научить – еще одна миссия фестиваля. Уже традиционно проект организует образовательные программы. Например, хореографам, архитекторам и сценографам команда Context предлагает поучаствовать в проекте «Резиденция» и совместно создать постановку. Кроме того, с 5 марта по 1 мая открыт прием заявок на участие в опен-колле для хореографов. В соответствии с темой «Танец и архитектура» будет выбран один участник. Он получит возможность реализовать свою идею на сцене.

«Главное для нас – это открыть новые имена и дать талантам возможность проявить себя», – резюмировала Диана Вишнёва.

Закрыть