Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«Спасенные шедевры»: в Русском музее открылась выставка отреставрированных петербургскими музейщиками картин

Произведения мастеров получили повреждения в результате взрыва в центре Таганрога
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

ПОВРЕЖДЕНИЯ ОТ ВЗРЫВА

В Мраморном дворце Русского музея открылась уникальная выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу». На ней будут показаны восстановленные работы Таганрогского художественного музея. Картины получили повреждения от падения ракеты ВСУ в июле 2023 года. В общей сложности пострадали 22 произведения выдающихся мастеров, представленные в экспозиции «Золотые имена Серебряного века» Таганрогского художественного музея. Некоторые из них являлись ключевыми работами не только выставки, но и музейного собрания в целом. Среди авторов поврежденных картин – Константин Коровин, Зинаида Серебрякова, Николай Рерих, Станислав Жуковский, Валентин Серов, Виктор Борисов-Мусатов, Серафима Блонская и другие признанные мастера рубежа 19-20 веков.

СЛОЖНОСТЬ РАБОТ

Русский музей не остался в стороне, предложив коллегам помощь в проведении реставрационных работ.

«Все началось с того, что генеральный директор и Министерство культуры отреагировали на этот вызов и решили оказать помощь Таганрогскому музею. Наши исследователи отправились на место происшествия, сделали фотофиксацию повреждений и провели первичную консервацию вещей, которые там находились. Далее картины отправили в Русский музей для проведения основных работ», – рассказал нашему изданию художник-реставратор масляной живописи отдела реставрации музейных ценностей Русского музея Никита Данюк.

Специалист занимался реставрацией картин таганрогской художницы Серафимы Блонской «Маки» и Николая Рериха «У священного огня». Первая значительно пострадала от удара плоского постороннего предмета во время террористической атаки. По нижнему краю произошел срыв авторского холста, из-за чего на поверхности живописи образовались линейные утраты. Холст получил сильнейшую деформацию в виде вытянутости, на кромке образовались разрывы от гвоздей, фиксирующих край.
«Сложность работы состояла в том, что на картине было очень много мелких повреждений. С расстояния двух метров утраты не видны, но в целом они давали эффект ряби. Все утраты были восполнены, затонированы в цвет авторской живописи. Реставрации бывают разные, иногда случаются мелкие, косметические утраты, а бывают вот такие глобальные реставрации, включающие укрепление всех слоев и тонировки. Кропотливая работа заняла около полугода», – объяснил специалист.

ОТКРЫТИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕСТАВРАЦИИ

Ведущий художник-реставратор Русского музея Ольга Кленова восстанавливала сразу несколько шедевров живописи Таганрогского художественного музея, в том числе работу Анри Шопена «Благословение Ревекки». Полотно значительно пострадало от попадания большого числа различных осколков на лицевую сторону картины. В результате основа оказалась разорвана в горизонтальном направлении. Кроме того, картина получила несколько более мелких разрывов. Из-за большой скорости осколков при соприкосновении с полотном шесть мелких фрагментов были буквально вырваны и утрачены. Красочный слой и грунт получили огромное количество ссадин, царапин и утрат, живопись покрылась слоем цементной и стеклянной пыли.

«Наша мастерская очень сильная – практически все реставраторы первой категории, но у нас есть и молодые специалисты, поэтому нагрузка распределялась в зависимости от опыта и внутренней занятости. В процессе работы самым большим шоком стал яркий цветной фон после удаления коричневого лака. Картины очень поменялись. На некоторых полотнах были обнаружены авторские переписки, изменения композиции – это «Зимний вечер» Жуковского, «Дама в белом» Леонтовского. В процессе расчистки мы увидели процесс авторского поиска», – рассказала Ольга Кленова.

ШЕДЕВРЫ В МУЗЕЕ

Значительные повреждения получили работы, среди которых – «Терраса» Константина Коровина, «Изумрудный шарф» Виктора Борисова-Мусатова, эскиз декорации к опере «Юдифь» Валентина Серова. Серьезнейший урон был нанесен «Портрету мальчика» Христофора Геворкяна: мраморная скульптура была расколота на две части. Также были повреждены работы Зинаиды Серебряковой, Николая Рериха, Филиппа Малявина, Леонида Туржанского и других выдающихся мастеров. Всего пострадало 22 произведения из фондов Таганрогского художественного музея.

На выставке будет представлена работа мастера русского импрессионизма Константина Коровина «Терраса», которая безоговорочно относится к жемчужинам таганрогской музейной коллекции. Над этой картиной реставраторы Русского музея трудились довольно долго и кропотливо – у нее провис и деформировался холст, осыпался красочный слой, а также появились царапины и прорывы.

Петербургские реставраторы выполнили целый комплекс работ над картинами в зависимости от характера повреждений: устраняли прорывы холстов и дефекты красочного слоя, укрепляли грунт, при необходимости перетягивали поврежденные холсты на новые подрамники, удаляли загрязнения и потертости. Опытные реставраторы менее чем за год не только полностью убрали следы повреждений, но и провели комплексное восстановление шедевров, раскрыв их первоначальный вид и авторский замысел.

НЕ МОГЛИ ПОСТУПИТЬ ИНАЧЕ

Открывавшая выставку 22 апреля 2024 года генеральный директор Русского музея Алла Манилова отметила значимость проведенных реставрационных вмешательств и решительность петербургских мастеров.

«Мы тогда мгновенно отреагировали, и не могли поступить иначе, все-таки Русский музей – первый государственный художественный музей страны, крупнейшая сокровищница русского искусства. Для нас этот порыв был абсолютно естественным. Наши специалисты выехали в Таганрог с мобильной реставрационной лабораторией, и нам стало понятно, что реставрировать нужно здесь, в Русском музее, – слишком тяжёлыми были утраты и слишком непривычными для реставрационного сообщества были сами повреждения. Они носили характер разрывов, связанных с ракетным ударом, а не с естественным старением картин. Надеюсь, что никогда в будущем реставраторам не придётся заниматься тем, что можно назвать военно- полевой хирургией в сфере реставрационного искусства», – сообщила Манилова.

Первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов выразил слова благодарности коллективу Русского музея от всех жителей региона и назвал работу петербургских художников настоящим подвигом, который навсегда войдет в историю Русского музея и Ростовской области.

«Для жителей Таганрога и всей области это были трагические дни. Травмы получили в том числе и сотрудники музея. К счастью, среди них нет погибших. Но пострадали картины, великолепные работы Рериха, Коровина, Серова. Все музейное сообщество тогда откликнулось, но самым важным помощником для нас стал Русский музей. Команда профессионалов не только устранила повреждения, но и совершила полноценную реставрацию работ. Они заиграли новыми красками, стали светлее и ярче», – отметил Гуськов.

Экспозиция в Мраморном дворце будет доступна посетителям до 13 мая, затем произведения вернутся на родину – в Таганрог.

Закрыть