Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Выставка личных врагов Гитлера открылась в Музее политической истории

80 лет назад им удалось приравнять к штыку карандаш
Фото: Нина Астафьева / «Петербургский дневник»

В Музее политической истории открывается выставка карикатуристов Кукрыниксов. Она приурочена ко Дню Победы, но рассказывает не только об их военном творчестве (а художники, как известно, числились личными врагами Гитлера), но также о работе в мирное время. Постоянные авторы журнала «Крокодил», они клеймили недостатки отдельных советских граждан вплоть до конца 80-х.

Михаил Куприянов дожил до 1991 года, Порфирий Крылов – до 1990-го, Николай Соколов – до 2000-го. Свое совместное творчество они начали, еще когда учились во ВХУТЕМАСе.

Создатели выставки подошли к делу творчески: среди экспонатов здесь можно увидеть трех марионеток из Театра Деммени, настоящие плакаты из «Окон ТАСС», открытки (сборники открыток-карикатур тогда были очень популярны). Большая ценность – довоенные плакаты с изображением фашистов (несмотря на пакт о ненападении, отношения между СССР и фашистской Германией были холодными). А уж плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», нарисованный 22 июня 1941 года, знают, наверное, все. Пожалуй, Кукрыниксы были первыми, кто взял в руки оружие сразу после речи Молотова – только оружием был карандаш. Уже 24 июня типографии запустили печать плаката по всей стране.

Как и на всех карикатурах Кукрыниксов, Гитлер выглядел жалко и смешно. В общем, не страшно, что тогда и требовалось: доказать, что врага не надо бояться.

«Главной наградой для Кукрыниксов стала широчайшая известность, – отметил директор музея Сергей Рыбаков. – Но сами по себе они были уникальным явлением в истории мирового художественного творчества. Куда-то ушла собственная личность: все их знали как единое целое. И это целое было мощным орудием в Великой Отечественной войне…»

Бывает, когда по комиксам рисуется мультфильм. Еще чаще – по ним снимается кино. Но ни в одной, наверное, стране не ставили спектакль по карикатуре. А ленинградский Театр Деммени это проделал.

«Театр марионеток, как и Кукрыниксы, начал готовить антифашистские спектакли с первого дня войны, – вспоминает народная артистка России Фаина Костина. – Сначала был спектакль по пьесе Евгения Шварца, и там наши герои воевали с крысами. Потом появился спектакль «Юный Фриц» на стихи Маршака. В его основу лег карикатурный «сериал» Кукрыниксов о мальчике, воспитанном в фашистском духе».

«...Для чего же голова? Чтоб носить стальную каску. Или газовую маску. Чтоб не думать ничего. Фюрер мыслит за него. Рада мама, счастлив папа: Фрица приняли в гестапо». В спектакле Фриц в конце концов превращался в обезьяну, а у Кукрыниксов «покатил он на войну грабить русскую страну». И, скорее всего, не вернулся.

По воспоминаниям Фаины Костиной, любой новый плакат Кукрыниксов воспринимался читателями – в том числе ее родителями – как долгожданная радость.

«Я родилась в 1939 году и сама для этого творчества была еще мала, – призналась актриса. – Но реакцию взрослых помню».

Интересными воспоминаниями поделилась директор Рыбинского музея-заповедника Наталья Костерина. Дело в том, что Николай Соколов (подписывающийся Никсом еще до встречи с Крыловым и Куприяновым) был родом из Рыбинска. Раннее его творчество – пейзажи и натюрморты – можно увидеть как раз в Рыбинском музее.

Особый экспонат выставки – фотография танка КВ1 вместе с его экипажем. Танк имел собственное имя – «Беспощадный» и был построен на деньги, перечисленные тремя художниками.

«Продемонстрировав тем самым не только талант, но и высокую гражданскую позицию», – подчеркнул Сергей Рыбаков.

Добавим, что в мирное время Кукрыниксы с удовольствием иллюстрировали классику – сатирические повести Гоголя и Салтыкова-Щедрина. И они тоже представлены на выставке.

Закрыть