«Не в обычаях Академии»: почему Софья Ковалевская покорила Европу, но не была признана в России
В Стокгольмском университете ее называли «принцессой науки». Софья Ковалевская, читавшая лекции по высшей математике на немецком и шведском, была сенсацией для Европы XIX века. Об истории ее жизни пишет spb.aif.ru.
В России же женщина с докторской степенью не могла рассчитывать даже на скромную кафедру – ей могли предложить лишь курс элементарной арифметики в младших классах гимназии. В то время как Запад зачитывался работами «профессора Сони», российская академическая среда оставалась глуха.
Вернувшись в Петербург, Ковалевская попыталась реализовать себя на родине. Она участвовала в создании Бестужевских высших женских курсов, видя в них прообраз университета. Однако руководство не рискнуло доверить ей преподавание, записав ее в «опасные нигилистки» из-за связей с революционными кругами. Исчерпывающий ответ дал министр просвещения Андрей Сабуров, отказавший ей в кафедре со словами: «Вы и ваша дочь успеете состариться прежде, чем женщин будут допускать к университету».
Не найдя применения своему таланту в России, в 1883 году Ковалевская приняла предложение стать приват-доцентом в Стокгольмском университете.
Лишь в 1889 году, после присуждения ей престижной премии Шведской академии наук, Ковалевскую избрали членом-корреспондентом Российской академии наук – впервые в истории для женщины. Но участвовать в заседаниях ей запретили, сославшись на то, что присутствие женщин «не в обычаях Академии».
Умерла Софья Ковалевская в 1891 году в Швеции в 41 год, так и не получив признания на родине. Для всего мира она навсегда осталась первой в истории женщиной – профессором математики, чей талант российское научное учреждение предпочло игнорировать.
Тем временем современные ученые поставили под сомнение данные о накоплении микропластика в организме.