Параллельный импорт навсегда: нужен или не нужен?
28 января 2026 года министр экономического развития России Максим Решетников выступил с инициативой сохранить механизм параллельного импорта навсегда. До этого мера продлевалась на ежегодной основе, а номенклатура товаров постоянно корректировалась в зависимости от ситуации на российском рынке. Насколько сегодня параллельный импорт является важной составляющей экономических реалий и почему за 4 года его значение снизилось вдвое.
Торговая война, или Что такое параллельный импорт после 2022 года
Коммерческие отношения между странами, с одной стороны, достаточно простая процедура купли-продажи товаров и услуг на взаимовыгодных условиях. С другой – эта купля-продажа обусловлена массой юридических норм, регулирующих торговые отношения на территории той и другой стороны, помноженных на политические нюансы каждого момента времени. В результате активная международная торговля всегда превращается в инструмент политического влияния, а также как ответ влечет формирование мер по противодействию ему. «Параллельный импорт» – одна из них.
Словосочетание не зря взято в кавычки. Дело в том, что механизмов параллельного импорта существует как бы два. Лучше всего понять это можно на примере.
До 2022 года в Россию официально поставляла автомобили японская компания Toyota. Однако её модельный ряд на территории нашей страны был ограничен. В частности, официально нельзя было купить пикап Toyota Tundra. Но поскольку на эту модель существовал спрос, российские юридические лица могли заказать такую машину за границей, оплатить там все налоги и пошлины, ввезти на территорию Российской Федерации, заплатив здесь за таможенное оформление, и продать её покупателю. То есть существовали официальные поставки компании Toyota с заводов, а параллельно им осуществлялся импорт другой техники той же марки, которую сама компания-правообладатель не поставляла. Именно такая система международной купли-продажи и называется схемой параллельного импорта. Номинально схема эта законная, но приносящая экономический ущерб официальной компании-поставщику, а потому в большинстве стран с параллельным импортом борются, защищая интересы торгового партнера.
После 2022 года рядом стран «западного мира» против Российской Федерации были введены санкции, на основании которых большинство иностранных компаний-правообладателей из этих стран официально прекратили торгово-экономические отношения с Россией. Поскольку санкции были введены вопреки международному праву, а именно без согласия Совета Безопасности ООН на основании статьи 41 его Устава, Россией были предприняты ответные экономические меры, заключавшиеся в легализации так называемого «серого импорта». То есть де-факто разрешения нарушать внутренние торговые законы экспортера, не нарушая при этом законы внутри страны-импортера, то есть России.
Как можно понять, называться параллельным такой импорт никак не может, поскольку попросту нет товаров, параллельно которым он осуществляется. Фактически в рамках наступившей в 2022 году торговой войны термин «параллельного импорта», то есть ввоза иностранных товаров без разрешения правообладателя, введен для политкорректных формулировок в документах.
Импортозамещение: отечественное или китайское?
Схема «параллельного импорта» решала две главные задачи – основную и косвенную. Ключевое – не допустить товарного дефицита, с одной стороны, привычного ширпотреба, с другой – компонентной базы производств с глубоко интегрированными иностранными поставщиками. Косвенно система «параллельного импорта» стала индикатором направлений сфер хозяйственной деятельности, в которых Россия испытывала особенную зависимость от внешних партнеров.
Так, в 2022 году выяснилось, что полностью самостоятельно Россия может производить всего два легковых автомобиля: УАЗ «буханка» образца 1965 года и Lada Granta. Причем последняя лишилась почти всей современной начинки, в частности системы ABS, подушек безопасности и автоматической коробки передач, откатившись по технологическому уровню к автомобилям 1980-х годов прошлого века.
Если говорить о конкретике, то торговый объем параллельного импорта в 2022 году составил порядка 20 миллиардов долларов. Это крайне немного относительно общего торгового оборота страны. Связано это в первую очередь с поиском оптимальных путей решения резко возникшей ситуации и определенным запасом иностранных товаров на рынке. А вот в 2023-2024 годах произошел скачок ввоза по параллельным схемам в 2,5 раза – суммарно до 100 миллиардов долларов за два года. Итоги же 2025-го показывают откат показателей до начального уровня: 22-23 миллиарда долларов за 12 месяцев.
Официальные лица комментируют такую ситуацию в том числе как работу программы импортозамещения. Так, в 2024 году Минпромторг сообщал о том, что список иностранных товаров для параллельного импорта сократился с 1300 до 300 позиций. Косвенно это подтверждается данными разных отраслей. В частности, наблюдаются значительные успехи в пищевой промышленности: по данным Минсельхоза, по зерну самообеспеченность вышла на 149%, по рыбе – 138%, сахару – 107%, мясу – 102%, по растительным маслам – аж 252%.
Ещё одна отрасль с заметным прогрессом – фармацевтика, где уровень замещения продукции достиг 63-80% в зависимости от направления. По другим сферам хозяйственной деятельности, таким как машиностроение, станкостроение, электроника и легкая промышленность, также фиксируются успехи и рост востребованности, однако с констатацией высокой доли зависимости. В частности, по данным представителей отрасли, производство станков в России за последние два года увеличилось на 130%, притом что по отдельным видам доля импорта доходит до 80%.
Наиболее серьезные пробуксовки наблюдаются в автопроме. Центр стратегических разработок России в 2025 году по совокупности показателей назвал автомобильную индустрию худшей отраслью страны.
Однако, если взглянуть чуть дальше официальных заявлений, выяснится, что заметное – почти вдвое! – снижение объемов параллельного импорта является следствием наращивания легальных поставок иностранной продукции из дружественных стран, в первую очередь, конечно, из Китая.
Так, если по итогам 2021 года экспорт из Поднебесной составлял 67,57 миллиарда долларов, то к концу 2024-го достиг уже 115,3 миллиарда, то есть увеличился в те же почти 2 раза. Ситуация в автопроме, а также в сфере бытовой техники и электроники опять же является наиболее наглядной картиной происходящих изменений.
Параллельный импорт: отменить нельзя оставить
На сегодняшний день система «параллельного импорта», а если говорить более открыто, система поставок товаров из недружественных стран, потеряв первоначальную значимость, сохраняет ряд как положительных, так и отрицательных качеств, причем влияющих на отчетность разных ведомств.
Заявление министра экономического развития России Максима Решетникова о переводе «параллельного импорта» на постоянную основу объяснимо. Как в количественных, так и в качественных показателях Россия перестала критически зависеть от товаров, поставляемых по таким схемам, однако сохранив небольшую, но не лишнюю экономическую добавку к внешнеторговому обороту. В такой ситуации ежегодная процедура по мониторингу и отбору товаров, переписыванию их списков, консультации по продлению или непродлению режима импорта действительно выглядят дополнительными бюрократическими методами.
Потенциальным негативным фактором сохранения на постоянной основе «параллельного импорта» является фактически отказ от импортозамещения отдельных технологически сложных товаров, производимых недружественными странами. У российских компаний, использующих подобные компоненты, просто пропадает стимул для разработки и производства отечественных аналогов.
Так или иначе, инструменты экономического взаимодействия разных стран остаются производной от политических отношений между ними, притом что суверенитет государства, как и раньше, во многом зависит от способности самостоятельно производить подавляющее количество товаров во всех сферах народного хозяйства.