Зима – не беда: как переносят морозы обитатели Ленинградского зоопарка
Будний зимний день в Ленинградском зоопарке. Многие вольеры пустуют – их обитатели перебрались в тёплые помещения, на «зимние квартиры». Потому, наверное, на территории не очень многолюдно – посетители, скорее всего, не верят, что зимой животных столько же, сколько летом. Редкие родители, прогуливающиеся с детьми, да шумные стайки школьников, приехавших на плановую экскурсию.
Солнечно. Мороз под двадцать, да ещё и с ветерком. Пробирает так, что многие звери, привычные к холодам и потому живущие в неотапливаемых вольерах, попрятались в домики или тёплые уголки. Манул Шу, за осенней зажировкой которого внимательно наблюдала чуть ли не вся страна, свернулся клубком на верхней полке и никак не реагирует на деликатные попытки привлечь его внимание, чтобы сделать красивый кадр. На верхней полке виден только его упитанный бок, покрытый густым серым зимним мехом. Амурский тигр и рысь тоже не спешат показаться публике.
Только ухает на своём насесте филин и орлан-белохвост провожает проходящих внимательным взглядом. Да еще, если прислониться к покрытому морозными узорами стеклу, можно увидеть, как бегают по вольеру волки Мрак и Сумрак.
А вот лосю такая погода явно «в кайф». Этот великан с видимым удовольствием лежит в снегу, время от времени прихватывая пастью очередной белый комок и с хрустом поглощая его. Ну как мы в жаркий летний день стаканчик мороженого.
«У нас в коллекции лось и лосиха, – рассказывает начальник отдела копытных и мелких животных Людмила Захарова. – Это привычное к холодам животное. Раньше они даже спать не заходили в домик. Но сейчас, в силу почтенного возраста, самку мы закрываем на ночь. Лось тоже в последние годы стал в домике ложиться. До этого никогда не уходил. Сразу уточню – это не тёплое отапливаемое помещение. Там так же холодно, как и на улице. Просто нет ветра и есть несменяемая тёплая подстилка».
По словам Людмилы Захаровой, в нашем зоопарке немало животных, для которых холод – привычная среда обитания. Например – винторогие козы. Их ареал – высокогорья Памира и Тянь-Шаня, где даже летом не бывает жары, а зимой – минус 30 в порядке вещей. Или северные олени. Их мех приспособлен к сильным морозам – каждый волосок полый. Это создаёт теплозащитный слой между телом и окружающим воздухом. Поэтому олени даже не ложатся на деревянный помост, который есть в их вольере, – предпочитают снег.
В своей стихии и символ Ленинградского зоопарка – белая медведица Хаарчаана. Кто бы ни пришёл – обязательно оказывается у её вольера. Здесь всегда «движуха». Хаарчаана не прячется от холода – нарезает круги по вольеру, возится с игрушками, красуясь перед посетителями и в ожидании приближающегося обеда.
«К холодам готовятся многие животные, независимо от того, что живут в неволе, – рассказывает Людмила Захарова. – Основное – линька, смена лёгкого летнего меха на более тёплый, зимний. Многие хищники, а также белки, бобры ближе к зиме начинают наращивать вес. В природе они это делают за счёт естественных кормов. Здесь мы им помогаем – увеличиваем на это время питательность рациона».
А вот от части овощей в сильные морозы приходится отказываться – они промерзают настолько, что животные не могут их есть. С хищниками проще – мясо пригодно в еду при любом морозе. Правда, и тут не обходится без помощи сотрудников зоопарка: чтобы звери легче переносили холода, им добавляют жиров – рыбьего и растительного масла.
«Сложнее северным оленям, – делится Людмила Захарова. – У них осенью начинается гон. И если на аппетит самок это никоим образом не влияет, то самцы на два месяца вообще отказываются от корма. В результате к холодам сильно сбрасывают вес. Порой даже жалко на них смотреть. Но ничего – никто ещё не погибал от этого. Когда гон заканчивается, мы их постепенно выводим на обычный режим питания».
Гораздо сложнее в холодное время с водой. Приходится менять питьевой режим – несколько раз в день в вольеры заносят ёмкости с водой комнатной температуры. Оставляют на какое-то время, а затем выносят, пока не успела замёрзнуть. И так четыре раза в день.
Но это – только цветочки. Чтобы водоплавающие птицы могли поплавать, почистить перо и погреться (а по законам физики температура воды в жидком состоянии не может опускаться ниже нуля градусов по Цельсию), в полыньи опускают насосы. Вода приходит в движение и не замерзает. Как на порогах Вуоксы в Приозерском районе Ленобласти, где вот уже который год зимуют лебеди. К слову, в Ленинградском зоопарке тоже зимуют на открытом воздухе две пары лебедей – в вольере со своим собственным бассейном.
«Наши тропические животные тоже могут прогуляться по морозцу – например, пока убирают в вольере. Вот сегодня ягуар дышал свежим воздухом. Лёгкая прогулка не принесёт вреда. А для кенгуру мы раньше до минус 15 оставляли открытым выход – они живут в Южной Австралии. А там бывает довольно прохладно. Правда, в этом году у нас несколько самок с детёнышами, и мы не рискуем их выпускать на мороз. Японские макаки круглый год в зимнем вольере проводят», – добавляет Людмила Захарова.
Напоследок через узкую калитку выходим туда, где посетителей никогда не бывает, – на самый берег Кронверкского протока. Здесь – в небольшом домике, под присмотром специалистов – зимуют летучие мыши в центре реабилитации. Их нашли и принесли сюда жители города и области.
«Сегодня у нас тут несколько десятков летучих мышей, – рассказывает зоолог отдела природоохранных проектов Наталья Гусева. – В основном северные кожанки и двухцветные кожаны, но есть и ночница Брандта, и бурый ушан. Они должны были найти себе надежное убежище и впасть с спячку, а некоторые – улететь на зиму, но по каким-то причинам не смогли этого сделать».
Летучим мышам нужна помощь по самым разным причинам. Нередко зверьки устраиваются на зимовку на безлюдных дачах. Но человек может приехать проверить дом, отметить Новый год. Растапливают печь. Мышь просыпается, а найти себе новое убежище уже не может: когда на улице холод, времени у нее очень мало. Хорошо, если попадёт на глаза неравнодушному человеку. Это только один из многих десятков вариантов.
«Кто-то звонит в зоопарк, потому что «тут животные» (как нам говорят), и потом привозит их – ну а кто поможет, если не зоопарк? – делится Наталья Гусева. – А кто-то целенаправленно ищет в Интернете – куда нести найденную летучую мышь? В итоге попадают либо на сайт нашего проекта https://helpthebat.tilda.ws/, либо в какой-нибудь реабилитационный центр, а они уже отправляют людей к нам. Можно звонить по прямому телефону центра 8-921-111-34-41».
Можно сказать, что попавшим сюда летунам повезло – их подкормят, продержат до весны, а потом тех, кто сможет улететь, выпустят в дикую природу там, где их нашли. А те, кто летать уже не способен, – будут участвовать в просветительских проектах Ленинградского зоопарка.