Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Алексей Бойков: "Главная задача - успеть оказать помощь"

О том, какие времена переживает сегодня служба «03», читателям «Петербургского дневника» рассказал главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга Алексей Бойков.

О том, какие времена переживает сегодня служба «03», читателям «Петербургского дневника» рассказал главный врач Городской станции скорой медицинской помощи Санкт-Петербурга Алексей Бойков.

"Петербургский дневник": Существуют ли нормативы по времени на приезд "скорой помощи" с момента поступления вызова?

Алексей Бойков: Нет, сегодня в Российской Федерации таких нормативов не существует. Приказ МЗиСР от 1 ноября 2004 г. N 179 говорит о том, что «подстанции скорой медицинской помощи организуются с расчетом 20-минутной транспортной доступности». В приказе идет речь о планировании новых подстанций в крупных городах.

В РФ сложно ввести подобный норматив, так как наша страна большая и условия везде разные: вне городов – это плохое состояние дорог и удаленность населенных пунктов, а в городах – «пробки» на магистралях.

Если вопрос времени приезда "скорой" сложно регулировать, то время на этапе приема вызова, направления и выезда бригады строго контролируется. Сегодня во всех машинах установлена система ГЛОНАСС/GPS , которая позволяет в режиме реального времени определять местоположение бригады "скорой помощи" и ее статус: следует на вызов, оказывает помощь пациенту, доставляет больного в стационар или находится в режиме ожидания вызова.

"Петербургский дневник": Как налажена связь с полицией и МЧС?

Алексей Бойков: У нас «прямые провода» с полицией, с МЧС, со всеми силовыми структурами. Начинает наращивать свою работу и служба «112».

"Петербургский дневник": Если "скорая" не приезжает по вызову очень долго, а больной за это время умирает, несет ли какую-нибудь ответственность бригада, направленная по данному адресу?

Алексей Бойков: Любой случай смерти пациента рассматривается детально. До 1 января 2013 года это был ведомственный контроль. Тщательно разбиралась карта вызова. А с переходом в систему ОМС дополнительную экспертизу будут проводить и страховые медицинские компании, оценивать и контролировать вызовы. По каждому такому случаю проводилась и будет проводиться проверка. 

Действительно, случается, что люди умирают до приезда "скорой", в том числе и из-за того, что не была оказана первая помощь теми, кто скорую вызвал. Для того чтобы обычный гражданин мог оказать такую помощь, нужно для начала ввести курсы оказания первой помощи. И этим надо заниматься в школе, а затем в институте или в колледже. Вот тогда ситуация может измениться. Но на сегодняшний день без соответствующей образованности населения велика вероятность навредить пострадавшему, оказывая неграмотно первую помощь.

"Петербургский дневник":  Как быть в том случае, если больной не имеет возможности передвигаться, а по вызову прибыла женщина-врач, которая физически не может перенести пострадавшего на носилках, скажем, с верхних этажей многоквартирного дома?
 
Алексей Бойков: Я тоже считаю, что на "скорой помощи" должны работать мужчины, но по факту 75% наших сотрудников - женщины. И это не только в Петербурге, но и по всей России. В таких случаях привлекаются родственники, соседи, прохожие – все, кто может помочь доставить пациента в машину "скорой помощи".

Дефицит кадров – это первоочередная наша проблема, средний возраст врача-специалиста - 51 год. Лет через 10-15, боюсь, просто не останется специализированных бригад "скорой помощи". Старые кадры увольняются, а новые не идут. Для молодых специалистов непривлекательна специальность "скорая медицинская помощь", да и уровень заработной платы не соответствует моральным и физическим нагрузкам.

"Петербургский дневник": Неужели все так плохо?

Алексей Бойков: Это же не только в Петербурге. Это по всей стране. Уже вовсю идет подмена врачебных бригад фельдшерскими, потому что врачей просто нет. На Западе уже давно так: врач – только в стационаре. А у нас пока еще врачебная помощь начинается сразу по приезду "скорой". Вот что ценно! Это и есть золотой час. И у нас пока так, в отличие от Запада. Потому что для них это дорого. Но даже у них, пускай штучно, врачи-специалисты возвращаются в систему скорой помощи, потому что без них нельзя. Ведь нужно понимать необходимость оказания высококвалифицированной медицинской помощи на месте вызова, а не тогда, когда довезут до стационара.

"Петербургский дневник": Совсем скоро начнет функционировать уже построенная подстанция на Большой Пороховской улице в Красногвардейском районе. Планируется ли еще в Петербурге строительство новых подстанций?

Алексей Бойков: Безусловно. Правительством Санкт-Петербурга принят план развития СМП и по этому плану до 2015 года планируется построить и открыть еще 11 подстанций. Сейчас на ул. Жерновской вовсю идет строительство подстанции. Будем надеяться, что сможем построить все запланированное.

"Петербургский дневник": Насколько обветшал автопарк и планируется ли его обновление?

Алексей Бойков: Я вообще не считаю, что он обветшал. У нас по договору с автобазой скорой и неотложной помощи автомобили для "скорой" должны быть не старше семи лет. Когда вы видите машину в городе с красным крестом – это еще не значит, что данный автомобиль принадлежит Городской станции скорой помощи. Этих машин с красным крестом огромное количество. Это и коммерческие скорые, и неотложка, и сантранс, и больничные машины, машины поликлиник и прочие. Поэтому представление об обветшавшем автопарке не соответствует действительности. Благодаря правительству города по плану развития СМП закупки идут постоянно. В прошлом году закупили 78 санитарных автомашин, в этом году планируется пополнение на 105 автомобилей. Так что, в принципе, сейчас по качеству машин вопросов не возникает.

"Петербургский дневник": Какие проблемы помимо кадрового вопроса и неадекватной относительно к сложности работы заработной платы испытывает служба «03»?

Алексей Бойков: Наша главная задача - успеть оказать помощь. А чтобы это сделать – необходимо сначала доехать до больного. И вот тут-то мы и сталкиваемся с самыми основными препятствиями - дорогами, водителями и пешеходами. Я понимаю, что по правилам дорожного движения пешеход имеет право переходить по пешеходному переходу и не останавливаться. Что он с удовольствием и делает. А спешащая по вызову с мигалкой машина "скорой помощи" вынуждена уступать ему дорогу, потому что он идет, никуда не смотрит и имеет полный приоритет. То есть теперь воспитывать надо не только водителей, но и пешеходов. А это значит, что от каждого жителя города зависит эта самая главная составляющая нашей работы – успеть.

"Петербургский дневник": С 1 января "Скорая помощь" работает в системе ОМС. Плюсы и минусы новой схемы работы?

Алексей Бойков: Пока рано говорить. Надо хотя бы первый квартал отработать. Но могу сказать, что хуже не будет. И это уже не мало. И еще то, что касается предъявления врачу скорой помощи полиса. Вся необходимая помощь будет оказана в любом случае. Полис ОМС и паспортные данные врачу скорой нужны для того, чтобы потом страховые компании могли дополнительно отследить качество оказания скорой медицинской помощи. Еще раз повторю, наличие или отсутствие полиса не является причиной для отказа в экстренной медицинской помощи.

"Петербургский дневник": В одной из серий телесериала «Глухарь» был эпизод, как представители властных структур передвигались к месту работы в автомобиле с красным крестом, дабы быстрее преодолеть пробки. Имели ли место подобные случаи в вашем ведомстве?

Алексей Бойков: Любой человек имеет полное право вызвать любую коммерческую структуру, обладающую машиной с сиренами, мигалками и красным крестом и ехать, куда заблагорассудится, - они зарабатывают деньги и им все равно, на чем их зарабатывать. Так даже еще проще – медицинской помощи оказывать не надо. 

А у нас все строго. Все, как я уже говорил, отслеживается через ГЛОНАСС/GPS-навигацию. Бригада даже не может самостоятельно выбрать стационар, куда надо вести больного. Более того, если случай тяжелый и бригаде приходится задержаться у пациента, сотрудники каждые 40 минут отзваниваются и докладывают о ситуации на вызове.
Так что, если говорить о службе «03», могу со всей ответственностью заявить, что в Санкт-Петербурге таких случаев не было и нет.

"Петербургский дневник": Не секрет, что врачи скорой помощи часто сталкиваются с опасностью, которая подстерегает их в лице неадекватных пациентов. Бывали случаи и избиений врачей, и обстрела карет "скорой помощи" из пневматического и травматического оружия. В одном из регионов России даже поднимался вопрос об оснащении врачей "скорой" оружием самозащиты. Произойдет ли такое и ваше личное отношение к данному вопросу?

Алексей Бойков: Только в прошлом году в Петербурге зафиксировано 50 случаев нападения на бригады "скорой помощи" с угрозой физической расправы. Пострадали 37 сотрудников. Тем не менее идея вооружения "скорой помощи" – это абсурд. Я не представляю, как человек, которого учили всю жизнь добру и спасению ближнего, вдруг достает пистолет и стреляет. К сожалению, сегодня забыто, что охраной "скорой помощи" является сам ее статус. Если сейчас общество вот таким образом реагирует на "скорую помощь", то может дойти до того, что сотрудники службы «03» просто будут отказываться выезжать на тот или иной адрес. Скорая помощь сама подворовым обходом не занимается и свои услуги никому не навязывает, а выезжает только по вызову для оказания экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим.

"Петербургский дневник": Задействуются ли петербургские врачи "скорой помощи" в кампаниях по ликвидации последствий ЧС в других регионах России и за ее пределами?

Алексей Бойков: Нет, наши врачи не задействуются. Мы, конечно, привлекались после теракта на железной дороге в Новгородской области, когда в город привозили пострадавших. Или после землетрясений. Но работали мы только на нашей территории. Да и таких задач перед нами не стоит.

"Петербургский дневник": Если бы не было "скорой медицинской помощи" вообще, на сколько процентов могло бы сократиться население Петербурга за год?

Алексей Бойков: Давайте реально говорить о вызовах "скорой помощи", а в год их происходит до 2 млн. Из этого количества не все пациенты нуждались в экстренной помощи и могли бы самостоятельно обратиться в лечебные учреждения. К сожалению, у нас не принято на такси ехать в стационар самостоятельно, как в Швеции или Финляндии, например. Там, если пациента  госпитализируют, ему такси оплачивают и при этом снимают нагрузку со "скорой помощи". Сегодня в РФ нет правил вызова "скорой помощи". По моему мнению, они должны быть, потому что финансовые затраты государства на содержание такой службы большие и должны рационально расходоваться на пациентов, действительно нуждающихся в оказании экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе.

Закрыть