Яндекс.Метрика
  • Максим Сю

Михаил Пиотровский: Вторая сцена Мариинского театра - это большой урок всем нам

В свет вышел очередной выпуск передачи «Петербургский дневник» на телеканале «Санкт-Петербург». На вопросы жителей отвечал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

В свет вышел очередной выпуск передачи «Петербургский дневник» на телеканале «Санкт-Петербург». На вопросы жителей отвечал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.

Телеведущий Юрий Зинчук обсудил с гостем студии новый облик Петербурга и те культурные процессы, которые происходят в Северной столице. Особое внимание собравшиеся уделили второй сцене Мариинского театра, где на прошлой неделе рабочие сняли строительные леса. По словам Михаила Пиотровского, задуманный архитектором проект осуществить не удалось.

«Окажись вы на Театральной площади в первый раз и увидев вторую сцену Мариинского театра, вы бы что сделали? Ахнули, охнули или постарались бы не заметить?» - спросил ведущий.

«Я бы охнул, ахнул, а потом постарался бы не заметить, - пошутил директор Эрмитажа. - Мы получили максимально упрощенный вариант. В нашем городе допущено немало градостроительных ошибок. Но нужно стараться делать так, чтобы, несмотря на все архитектурные преступления, Петербург всегда себя сохранял».

Петербуржцы активно звонили в прямой эфир. Горожане спрашивали и о повышении цен на билеты, и о детских кружках в музее.

«К примеру, при Эрмитаже есть изостудия, - сказал директор музея. - В кружки к нам попасть не так-то просто. Нужно пройти отбор. У нас есть в планах расширение кружков, чтобы принять как можно больше детей».

Одна из дозвонившихся позвонила в студию за тем только, чтобы поблагодарить Михаила Пиотровского.

«Вы были не правы, когда сказали, что вас не благодарят за вашу деятельность, - сказал экскурсовод Дмитрий Борисов. - Пенсионеры благодарны вам за то, что могут посещать Эрмитаж бесплатно».

Пользуясь технической оснащенностью студии, Юрий Зинчук в прямом эфире... перекрасил Эрмитаж сначала в синий, потом в фиолетовый цвета. В Интернете есть сайт: достаточно выбрать цвет, и музей на картинке мгновенно сменит окраску. На виртуальную перекраску Михаил Пиотровский посмотрел снисходительно и пообещал, что в действительности Зимний дворец в ближайшее время никто не перекрасит.

«Это то решение, которое можно принять только после долгих исследований, - сказал директор Эрмитажа. - Надо спрашивать людей. Перекрашивать здание музея мы пока не собираемся».

Михаил Пиотровский отметил, что архитектуре Петербурга стали присущи пастельные, мягкие тона. По его словам, та ядовитость, которая наполняла цвета в советское время, почти вся ушла из нашего города.

Вопросы - ответы:

"Петербургский дневник": Ни в одной сувенирной лавке в Эрмитаже не продаются матрешки. Это случайность или у музея такая позиция?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Матрешки в Эрмитаже никогда не продавались и продаваться не будут. Это мое решение, использование служебного положения. Я настойчиво просил об этом все магазины. Тот образ, который создает матрешка, мне категорически не нравится. Матрешка - это японская игрушка, переделанная в России. Вообще надо поменьше продавать всего, что обычно ассоциируется с Россией в сувенирной торговле. Я имею ввиду матрешки, балалайки и все такое.

"Петербургский дневник": Михаил Борисович, недавно вы выступили с лекцией, которая называлась «Музей как зеркало». Что вы имели в виду?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Зеркало - это великая мистическая вещь, которая захватывает образ человека. Так же музей вырывает вещи из жизни и помещает их в совсем другую среду. Зеркало - это защита. Помните, как Персей защитился от Медузы, показав щит с зеркалом? Так же музей сохраняет и спасает памятники культуры. В Эрмитаже целый круговорот зеркал. Представлено много разных культур. Они смешиваются, отражаются и меняются.

"Петербургский дневник": Вспомним скандальную выставку братьев Чепмен. Петербургская казачья дружина написала заявление в прокуратуру.

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Сейчас кругом псевдоказаки, также как и псевдоправославные. Наш музей отражает современность такой, какая она есть. Чепмены могут сколько угодно не нравиться, но они должны быть. Мы показываем много как современных, так и старых явлений. Предоставляем исторический контекст, который дает возможность думать. Ругаться можно сколько угодно, но подавать в прокуратуру по поводу искусства... это другой разговор, который я не приемлю.

"Петербургский дневник": На территории музея официально содержатся эрмитажные коты. Можно ли сейчас приносить в Эрмитаж кошек?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Эрмитажные коты числятся у нас на довольствии. Их кормят. У них есть дневной паек. Сотрудники музея дают деньги на их содержание и на медицинскую помощь. Помогают в том числе и благотворительные организации. В Эрмитаже всегда были кошки. Главный смысл всего этого в том, что надо заботиться о животных. Люди становятся лучше, когда заботятся о животных. Но сейчас лучше не приносить.

"Петербургский дневник": Билет в Эрмитаж для граждан России подорожал на 50 рублей. Учреждения культуры не перестанут быть доступными?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Вообще билет в Эрмитаж стоит 400 рублей. Но эта цена невелика. Эта стоимость намного меньше, чем в других мировых музеях. Вход в Лувр стоит 10-15 евро. Кроме того, у нас есть специальная программа. Одна треть посетителей, студенты и пенсионеры, приходят к нам бесплатно. Причем это не государственные льготы. Мы сами делаем специальные билеты. Более того, во все первые четверги каждого месяца вход в наш музей бесплатный.

"Петербургский дневник": Депутат Виталий Милонов попросил провести в Эрмитаже общеконфессиональный молебен. Вы отказали. Почему?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Музей - это не гайд-парк. Зачем устраивать этот общеконфессиональный молебен в Эрмитаже, я не понимаю. Вернее, не считаю это нужным. Предложение Виталия Милонова не соответствует той политике, которую мы проводим, и не совпадает с программой музея. Пожалуйста, проводите молебны рядом. Но не внутри! Проводите так, чтобы это не мешало работе сотрудников Эрмитажа.

"Петербургский дневник": Летний сад. Мне, как коренной петербурженке, он после реконструкции не нравится. А как вы относитесь к его новому облику?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Поживем - увидим. Честно говоря, этот новый облик меня немного ошарашил. В Летний сад я буду ходить реже. Но еще раз говорю - посмотрим. Когда-то, еще до реконструкции, мы предлагали, чтобы Летний сад передали в ведение Эрмитажа. Но не получилось. На самом деле у всех людей, архитекторов есть свои стили и свои вкусы.

"Петербургский дневник": В Петербурге избили режиссера спектакля «Лолита». На стене музея Набокова вандалы написали «педофил». В чем дело?!

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Конечно, это все ужасно. Владимир Набоков - великий писатель. Стыдно. Но есть и такая сторона - не в первый раз Ленинград, Петербург оказывается местом для острых идеологических сражений. В этом городе идет борьба культуры с необразованностью. На первой линии борьбы оказываются музеи. Это и плохо, и хорошо с той точки зрения, что позиции становятся ясными. Понятно, кто и что. В Москве это все нивелируется.  

"Петербургский дневник": На прошлой неделе сняли строительные леса со второй сцены Мариинского театра. Как вам это новое здание?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: Вторая сцена Мариинского театра - это большой урок всем нам. И общественности, и строителям, и архитектору. Здание многим не нравится. Изначально был очень смелый, интересный проект, который предполагал строительство чего-то нового в этом месте. Но на деле оказалось, что воплотить планы в жизнь невозможно. В результате мы получили очень упрощенный, усредненный вариант. Знаете, самое главное - это то, что находится внутри. Насколько я знаю, удалось сохранить потрясающую акустику. Вот что важно.

"Петербургский дневник":  Михаил Борисович, как Эрмитаж будет развиваться в цифровом направлении? Есть ли какие-то планы, задумки?

Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский: У Эрмитажа всегда был хороший сайт. И будет. Мы продвинуты в технологиях. Однако музей - это всегда подлинная вещь. Медиапространство стремительно. У нас есть «Твиттер», который как-то в течение одной недели обогнал по последователям «Твиттер» Лувра. Это очень удобные вещи, в которых можно оперативно разъяснить ту или иную информацию. Кроме того, основан новый интернет-ресурс Hermitage Line, который мы представим через 2 недели в Казани. Это сайт, где будут размещаться большие статьи об искусстве. Так что приглашаю всех. 

видео: телеканал "Санкт-Петербург"

Закрыть