Яндекс.Метрика

В Сочи ждут императорские велосипеды из ГМЗ "Петергоф"

Выпуск передачи «Петербургский дневник» на телеканале "Санкт-Петербург" был посвящен обсуждению проблем и достижений музея-заповедника «Петергоф».

Очередной выпуск передачи «Петербургский дневник» на телеканале "Санкт-Петербург" был посвящен обсуждению проблем и достижений музея-заповедника «Петергоф». В ней приняли участие генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Елена Кальницкая и реставратор, историк архитектуры Петербурга, искусствовед Марк Колотов.

Как рассказала генеральный директор музея Елена Кальницкая, больше всего из успехов последних лет она гордится реставрацией Ораниенбаума. «Я написала письмо в министерство с просьбой передать нам функции заказчика реставрации - так гораздо легче. Если бы мы были заказчиками, мы бы по-другому организовали процесс. Правильно было бы сделать инженерные сети, сейчас у нас все по временной схеме», - добавила она.

По словам Елены Кальницкой, Министерство культуры уже объявило конкурс на проведение историко-культурной экспертизы и составление паспорта для водоотводящей системы парков. После этого уникальные трубы и задвижки, наконец, смогут передать в ведение музея.

В ближайших планах сотрудников ГМЗ «Петергоф» - определиться с формой реставрации Нижней дачи. Это последний не восстановленный дворец (он не пострадал в войну, но был взорван в 1960-е годы). Сегодня подготовлены три версии воссоздания дворца. По словам Елены Кальницкой, в нем хранилось множество игрушек наследников престола, но ничего из них до наших дней не дошло. В 2013 году в Петергофе, наконец, завершится реставрация Большого каскада - теперь визитная карточка музея и обновленный Самсон смогут 10 лет блестеть без ремонта.

Сегодня сотрудники музея активно используют в своей работе современные информационные технологии. В частности, на территории парков оборудованы стойки с QR-кодами, благодаря которым можно узнать массу информации о фонтанах и скульптурах. В ближайшее время специалисты обещают разработать 10 пешеходных маршрутов для прогулок по заповеднику. В 2013 году гостей Петергофа ждут и другие сюрпризы. К примеру, открытие интерактивного Музея фонтанного дела.

Посетителей Петергофа также собираются приобщать к здоровому образу жизни и спорту. Делать это будут через новые выставки. Музей-заповедник уже получил приглашение в Сочи с просьбой организовать экспозицию «Дом Романовых и спорт». На ней планируют представить императорские велосипеды, коньки и лыжи конца 19 века.

Спортивная тема будет ведущей и на церемонии открытия фонтанов в Петергофе. Каждый год на нее приезжают 40-50 тысяч человек. Всего за год фонтанами Петергофа успевают полюбоваться около 5 млн посетителей (4,7 млн - в 2012 году).

Вопросы и ответы

После Великой Отечественной Петергоф практически заново был восстановлен. Его можно назвать новоделом?

Елена Кальницкая: Многое в Петергофе сделано заново, но слово «новодел» тут вряд ли подходит. Реставрация, как вы знаете, - процесс бесконечный.

Марк Колотов: Все зависит от состояния памятника. Если бы мы не занялись воссозданием пригородных дворцов Петербурга, мы бы имели образцы варварства войны. У нас были почти полностью разрушены все пригороды, все жемчужное ожерелье Петербурга. И что, оставить все эти разрушения? Очень остро стоял вопрос об использовании Большого дворца после войны. Хотели даже сделать его домом отдыха. Большую роль в деле сохранения Петергофа тогда сыграл начальник инспекции по охране памятников. С пеной у рта добивался восстановления интерьеров.

Я большая поклонница музыки. Мы очень скучаем по музыкальным сезонам в Петергофе, которые когда-то открывала Елена Образцова. Предлагаем их возродить.

Елена Кальницкая: Петергоф весь состоит из музыкальных мероприятий. Открытие и закрытие сезона проходит в сопровождении музыки. Мы открыты для любых предложений, но все упирается в вопросы финансирования.

Можно ли будет брать в аренду планшеты для считывания QR-кодов в Петергофе?

Елена Кальницкая: Я инженер по первому образованию. И новые технологии мне нравятся. Иногда мне думается, что интернет очень изменил нашу жизнь. С одной стороны, леность ума вырабатывается. С другой - информацию об интересующем объекте можно получить быстро и просто. Мы еще только начинаем информатизировать наши услуги. Пока у нас нельзя взять в аренду электронное устройство. Техника недешевая. Паспорт в залог брать незаконно, а деньги под залог нужны слишком большие.

Почему у вас очень дорогие билеты в музей? Не сделать ли какой-то единый билет для всей семьи?

Елена Кальницкая: Это самый больной для нас вопрос. Самый дорогой билет - в Большой дворец - стоит 300 рублей. Это средняя европейская цена. Если бы у нас были дотации от государства, то мы бы с удовольствием все сделали бесплатным. Стоимость связана только с тем, что мы должны вкладывать деньги в реставрацию, в развитие.
Нам нужно принять закон о меценатстве. К примеру, во Франции, если пожертвовал деньги на музей, то освобождаешься от уплаты налогов. Мы разрабатываем варианты билетов, в том числе семейные. У нас есть специальные дни для посещений многодетными семьями. Очень много льготных категорий граждан приезжают в музей. Пенсионеры, к примеру, платят 100 рублей. На реставрацию в прошлом году мы потратили больше полумиллиарда. И больше половины этих денег - из внебюджетных средств.

Слышала, что залы дворца и каскад фонтанов сдаются за бешеные деньги для проведения мероприятий для богатеев.

Елена Кальницкая: Это совершенно не так. В парадных залах дворца не было ни одного мероприятия. Сейчас стала очень популярна тенденция - свадьбы на территории архитектурных памятников. Мы разработали программу - вы прибываете в Петергоф и проводите свадьбу в специальном шатре на свежем воздухе. Это никому не мешает, а учит людей выстраивать свою жизнь на фоне прекрасного. Это недешево, но мы уже завалены просьбами на этот год.

Какие сложности у вас возникали с реставрацией?

Елена Кальницкая: У нас сейчас юридически сложная ситуация с водоотводами: они находятся на территории двух субъектов РФ. Со строительством КАД стал активно застраиваться Ломоносовский район. Сейчас Минкульт объявил конкурс на проведение историко-культурной экспертизы. Пока у водоотводной системы нет даже паспорта. Я сегодня не имею права потратить ни копейки денег на ремонт водоотводящей системы, потому что она по документам не принадлежит музею-заповеднику. Конечно, эта система и раньше реставрировалась - особое внимание ей уделял Павел Первый.

Как дела с уборкой территории? Нужна ли помощь на летнее время? Нужны ли волонтеры?

Елена Кальницкая: В летнее время мы приглашаем до 300-400 рабочих. Сейчас желающих достаточно, мы хотим, чтобы это были люди с определенными профессиональными навыками. Но вы в любом случае можете обратиться к нам в музей.

Поговаривают, что летом увеличивается число карманных краж в парках. Как вы с ними боретесь?

Елена Кальницкая: Я уже с осени ставлю этот вопрос. Это проблема всей Европы. Мы поставили следящие камеры в парках, нам посетители в интернете сбрасывают фотографии воров. Самое интересное, что, как только я выхожу в парк, кражи прекращаются.

Будет ли увеличено количество туалетов? Летом просто невозможные очереди.

Елена Кальницкая: Один туалет в Большом дворце сейчас на ремонте. Также ремонтируем туалеты в парке. Проблема в том, что в парках нет канализации.
Если поставить везде синие будки, они в 12 часов дня потребуют замены.

Большой дворец сейчас на реставрации, когда он откроется?

Елена Кальницкая: В 20-х числах марта. Мы закрыли дворец на минимальный срок. Хотели и вовсе не закрывать, но невозможно было проводить реставрационные работы.

видео: телеканал "Санкт-Петербург"

Закрыть