Яндекс.Метрика
  • Ирина Кружилина

Как бизнесмен сделал детей Гулливерами

Нет ребенка, который бы не играл в железную дорогу или не строил что-то из конструктора. У взрослых такой интерес пропадает. Но есть одно исключение – петербуржец Сергей Морозов. Потратив более $10 млн, он смог построить уникальный «Гранд-макет Россия».

Нет ребенка, который бы не играл в железную дорогу или не строил что-то из конструктора. У взрослых такой интерес пропадает. Но есть одно исключение – петербуржец Сергей Морозов. Потратив более $10 млн, он смог построить уникальный «Гранд-макет Россия».

Двухэтажное здание в промышленной зоне на Цветочной ул. всегда заметно – около него постоянно стоит большая очередь из родителей с детьми. Это не музей и не театр, это нечто принципиальное новое – «Гранд-макет Россия». На 800 м2 бизнесмен Сергей Морозов без поддержки государства смог создать уникальный проект – собирательный образ России, который помогает и детям и взрослым увидеть нашу страну. Храмы, порты, исторические здания – все изготовлено в миниатюре и поражает скрупулезностью исполнения. Вот к вокзалу подходит пассажирский поезд, рядом снуют машины, а небольшие человечки заняты работой. У каждого ребенка, который пришел посмотреть на это, невольно создается впечатление, что он Гулливер в стране лилипутов, но стране своей, где нет чуждых и непонятных особенностей. 

«Вы настоящие патриоты России, вы работали на совесть, не прося поддержки ни у власти, ни у бизнеса, и создали масштабный национальный проект, который увлекательно, при помощи самых современных средств рассказывает о величии нашей страны», – восхищенно отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи, который побывал в «Гранд-макете».

Не согласиться с такой оценкой сложно, учитывая, что каждый ребенок, который увидел «Гранд-макет», мечтает сюда вернуться и как минимум попробовать построить  хоть что-то похожее дома.

Корреспондент «ПД» поговорил с автором проекта Сергеем Морозовым об истории создания музея и о том, чего хотел добиться его создатель.

"Петербургский дневник": Сергей, а кто вы по образованию?

Сергей Морозов: Инженер-искусствовед. Дело в том, что у меня два высших образования. Первое я получил в ленинградском втузе (ныне – Санкт-Петербургский институт машиностроения.  – Ред.), там готовят «пушечное мясо» для заводов. Второе образование у меня искусствоведческое, которое я получил в нашей петербургской Академии художеств. Но большую часть жизни занимался бизнесом: автомобили, антиквариат, турфирма. Деньги нужно было зарабатывать. 

"Петербургский дневник": Как тогда появилась идея создания такого необычного музея?

Сергей Морозов: Я стараюсь делать то, чего еще никто не делал. Было множество путешествий, я объездил почти весь мир, видел, как организован туристический бизнес. Иногда было стыдно и неловко, что города других стран знаю лучше, чем свою собственную страну. Появилась идея создать туристический объект, который отвечал бы всем современным требованиям. И еще хотелось что-то сделать под занавес жизни для своей страны, пока есть силы и возможность.

Первая мысль – создать макет ночного Петербурга. И первая проблема, с которой пришлось столкнуться, – отсутствие подходящего помещения. Брать в аренду не хотелось, покупать – не было денег. Тогда пришла идея переделать свой бизнес-центр недалеко от станции метро «Московские ворота» в музей. И уже сама конфигурация здания давала мне подсказки, как развивать идею. Это было почти 5 лет назад.

"Петербургский дневник": Были какие-нибудь партнеры?

Сергей Морозов: Не было никаких партнеров. Я даже не пытался их искать. Мне казалось это бессмысленным занятием, потому что в тот момент я бы не смог ответить ни на один здравый бизнес-вопрос. Безумной идеей можно увлечь только толпу, а не двух-трех человек.

"Петербургский дневник": Кто изготавливал модели?

Сергей Морозов: У меня были знакомые моделисты. Несколько месяцев ушло на оттачивание идеи. И потом в мастерской стали изготовлять первые изделия – церкви и хрущевские пятиэтажки, которые так типичны для России. Надо понимать: то, что получилось, – это собирательный, отчасти вымышленный, образ России с географическими искажениями. Другого способа создать этот макет и передать идею не было.

"Петербургский дневник": Каких специалистов вы привлекли для проекта?

Сергей Морозов: Я собирал мастеров по всей России, пытался работать с немцами. В мире всего два таких масштабных проекта: в Гамбурге «Вундер Ленд», который строился частями, и второй – наш. Сложность нашего в том, что его надо было построить сразу целиком. Так что я сначала обратился к немцам, но только время зря потратил. То, что они сделали, все равно пришлось переделывать. Тогда пришлось очень тяжело – кризис начался. Но отступать было уже поздно, я прошел точку невозврата. Поэтому, стиснув зубы, продолжал работать без выходных, пришлось во многом себе отказывать.

Теперь, глядя на то, что получилось, я удивляюсь, как я это сделал. Но факт остается фактом: мечта – это то, что нереально, а все остальное – это задачи, которые порой могут быть действительно трудно выполнимы, но все-таки достижимы.

"Петербургский дневник": Вы использовали уже существующие технологии или пришлось придумывать что-то свое, новое?

Сергей Морозов: Часть идей не нова, но все равно потребовались корректировки и доработка под наши задачи. Я часто шучу, что мы занимаемся исконно русским делом – подковыванием иностранных блох. При этом у нас есть и собственные достижения. Мы первые сделали систему «день-ночь» из светодиодов, применили принцип электромагнитной индукции для движения автомобилей по макету, разработали собственные кон­троллеры управления.

"Петербургский дневник": Когда «Гранд-макет Россия» заработал? 

Сергей Морозов: 8 июня 2012 г. Я был счастлив. И сейчас счастлив, когда вижу эти очереди в музей. «Гранд-макет» – это моя битва за молодое поколение, это асимметричный ответ на слова о том, что все плохо, все рушится и будущего нет. И такая смысловая составляющая для меня очень важна, так же важна, как и финансовая. Я даже не могу с уверенностью сказать, какая из них превалирует.

Закрыть