Яндекс.Метрика
  • Олеся Гончарова

В Петербурге ввели "эталон" для ларьков

Предпринимателей города обязуют привести свои объекты в приличный вид. Соответствующие нормативно-правовые акты уже подготовил Комитет по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга.

Власти определили порядок приведения нестационарных объектов, в том числе ларьков и павильонов, в надлежащий внешний вид.

Соответствующие нормативно-правовые акты уже подготовил Комитет по управлению государственным имуществом Санкт-Петербурга.

В частности, город готов продлить договоры аренды с теми предпринимателями, которые построили свои павильоны до 2007 г., то есть до того, как были установлены требования к параметрам нестационарных объектов. До того момента, как такие требования были введены, многие предприниматели строили ларьки и павильоны каждый на свой вкус и лад. В итоге на улицах Петербурга обнаружилось настоящее засилье разноплановых и зачастую диссонирующих с архитектурой исторических зданий объектов. 

Обязательное требование к предпринимателям, с которыми продлят договоры аренды, – привести свои объекты в надлежащий вид. На то время, пока будут длиться работы по приведению объектов в соответствие с установленными нормами (до 6 месяцев), предприниматели смогут воспользоваться льготной арендной ставкой. С теми, кто строил свои объекты в несоответствии с нормами уже после их введения в 2007 г., договоры продлевать не будут – на тот момент предприниматели уже обязаны были соблюдать утвержденные параметры.

С 2012 г. предприниматели, владеющие такими временными объектами, получили ряд послаблений. Были изменены и сами требования к параметрам некоторых временных объектов. Например, сняты ограничения в отношении площади участков, предоставляемых для размещения спортплощадок, увеличена предельная высота временных объектов общественного питания. Как отметила председатель КУГИ Мария Смирнова, все изменения, вносимые в нормативные акты, выработаны в ходе совместных встреч с Общественным советом по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга и направлены на создание благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в городе. 

При этом особое внимание уделяется размещению киосков с печатной продукцией, которые выполняют социально значимую функцию. Как пояснили в Комитете по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, в связи с этим для газетных киосков был снят ряд ограничений. Например, их теперь можно размещать возле школ и административных зданий исполнительных органов государственной власти, в 10 м от остановок и т.д.

Процесс налаживания цивилизованной мелкорозничной торговли на улицах в Санкт-Петербурге сегодня набирает обороты.

Нормы, утверждающие параметры временных объектов, направлены на то, чтобы не допустить архитектурного беспредела. Такая необходимость назрела в том числе и потому, что точки временной торговли, общепита, летние кафе, ларьки и павильоны заполонили собой главную артерию Петербурга – Невский пр. Сегодня для центральной улицы Северной столицы разработан особый архитектурно-художественный регламент, в котором прописано, где и в каком виде возможно размещать временные объекты.

Тем временем мнения архитекторов насчет того, насколько ларьки и киоски диссонируют с историческим обликом Петербурга, расходятся. Григорий Михайлов, руководитель «Архитектурной студии Михайлова», считает, что уличные шатры и палатки всегда исторически были фоном Северной столицы. «Это ведь пристройка, а не перестройка.

Главное для Петербурга – сохранить памятники архитектуры, а убрать временные ларьки, шатры или павильоны всегда можно. Если они действительно где-то нужны горожанам, то почему нет?» – прокомментировал архитектор. По его мнению, ларьки могли бы спасти центральные районы, ведь свободных торговых площадей, пригодных для продуктовых магазинов, здесь не хватает.

Рафаэль Даянов, директор архитектурного бюро «Литейная часть – 91», наоборот, считает, что ларьки и павильоны совсем не украшают культурную столицу. «Я сам проектировал ларьки в сложные времена в 1990-е гг., но я противник таких временных объектов. Выглядят они, как правило, очень непрезентабельно, – считает Рафаэль Даянов. – На мой взгляд, в этом плане уместны только газетные киоски». Такая проблема, по словам эксперта, сегодня характерна для всех крупных европейских городов.

Градостроительные риски – лишь одна сторона медали. Сего­дня в Санкт-Петербурге активно ведется борьба с так называемыми стихийными ларьками – незаконно размещенные, они чреваты не только градостроительными ошибками, но и качеством продаваемой продукции. 

«Самодельные» магазины час­то содержатся в антисанитарных условиях. Как правило, в таких ларьках торгуют съедобной мелочью, алкоголем и табаком. Торговцы стремятся разместить торговые точки в местах с большой проходимостью.

«С одной стороны, процедура согласования документов для открытия своего ларька или магазинчика сегодня может длиться 1,5-2 года. Это достаточно долго, поэтому такие стихийные ларьки и павильоны, которые никто не согласовывал, проекты к которым никакие не разрабатывались, стали расти как грибы, – комментирует ситуацию Владимир Меньшиков, исполнительный директор Союза малых предприятий Санкт-Петербурга. – Но именно из-за таких незаконных объектов создается впечатление, что ларьки – это всегда нечто ужасное. Они отбрасывают тень на предпринимателей, которые хотят честно работать и вести свой бизнес».

Закрыть