Эксперты: Единый учебник истории - задача непростая
Опрошенные «ПД» эксперты согласны с тем, что в российских школах необходимо ввести единый учебник истории. При этом они признают, что задача будет непростой.
Недавнее предложение президента России Владимира Путина написать единый учебник истории вызвало живой отклик в Петербурге. Напомним, что, по мнению главы государства, такой учебник должен быть написан «в рамках единой концепции» и «не иметь внутренних противоречий и двойных толкований». В многообразии же существующих сейчас учебных пособий, по словам Владимира Путина, путаются и учителя, и ученики.
На днях своими мыслями на этот счет поделился с журналистами вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи. «Мне кажется, что договориться о едином учебнике истории будет очень сложно, – сказал он. – К сожалению, общество наше на том этапе, что не сможет договориться. А единый учебник – это как раз вопрос гражданского общества, всего народа». По мнению Василия Кичеджи, выпустить учебник, который бы удовлетворял всех, практически невозможно. «Но задача такая должна стоять, должно быть примерно общее видение своей истории у всех, – отметил вице-губернатор. – Это вопрос не только для педагогов, но и для всего общества».
«ПД» предложил экспертам из Петербурга высказать свое мнение о необходимости введения в российских школах единого учебника истории.
Андрей Максимов, председатель Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга: "Потенциалом располагаем"
Благодаря введению ЕГЭ молодежь из любого региона страны получила возможность учиться в общепризнанных научно-образовательных центрах. И петербургские вузы сталкиваются с ситуацией, когда абитуриенты имеют разные представления об истории страны, в которой они живут. Россия – полиэтническое государство, у каждого народа есть свои традиции, но история страны едина, и не может быть разной трактовки одних и тех же исторических фактов. Если наши потомки не будут иметь единообразного представления об истории, то будущего у России просто не будет.
Сегодня создание единого учебника истории – стратегическая задача. В Санкт-Петербургском госуниверситете, Педагогическом университете, институтах РАН работают авторитетные ученые-историки. Санкт-Петербург располагает достаточным научно-образовательным потенциалом, чтобы включиться в реализацию данного проекта.
Николай Стариков, писатель: "Давно пора"
Я к этой идее отношусь очень положительно. Давно пора навести порядок в нашей истории, а значит, и в головах наших граждан. Потому что, когда воспитанием наших детей занимаются наши геополитические противники, на чьи деньги у нас издаются учебники, от такого воспитания никакого проку быть не может. Вопрос только в том, кто будет писать этот учебник истории. К сожалению, сегодня внутри России очень сильна «пятая колонна». Очень большое число псевдоисториков и журналистов клевещут на нашу историю и на наших героев еще больше, чем историки зарубежные. Поэтому учебник писать надо, но для этого надо выработать некий консенсус по его содержанию.
Михаил Фролов, вице-президент Академии военно-исторических наук: "Прийти к консенсусу"
Прежде чем решать вопрос о едином школьном и вузовском учебнике, необходимо провести обсуждение и прийти к консенсусу по концепции российской истории. Потому что сегодня взгляды на российскую историю от Петра I, не говоря уже о советском периоде, не только различны, но крайне противоположны. Я приведу в пример одного историка: он писал, что Сталину надо за войну поставить памятник не в бронзе, а в золоте. А другой, его оппонент, – что надо снять портрет Сталина с медали за победу в Великой Отечественной войне.
Я, конечно, противник таких крайностей. Но эти крайности говорят о том, что в обществе сложилось крайне противоположное мнение о нашей истории. Прежде чем писать единый учебник по истории, надо создать группу, куда войдут люди различных точек зрения. И пусть они выработают такую концепцию, которая, конечно, все равно не будет для всех, но хотя бы удовлетворит интересы большинства и совпадет с интересами матушки-России.
Борис Подопригора, политолог, литератор: "Закончить войну"
Я всегда считал, что пора заканчивать и Гражданскую войну, и XX съезд партии. Конечно, необходимо унифицированное представление о том, что это был за путь, который все мы прошли. И, с моей точки зрения, совершенно справедливо начать это движение именно с учебников школьного периода.
Любой американец на вопрос, кто является великими героями вашей страны, легко называет пять-шесть фамилий. Я бы хотел, чтобы и наши соотечественники приблизительно так же реагировали на все основные этапы нашей истории. За всем этим мне не видится какой-то монополии на историческую правду. Но без ответа на вопросы, что такое хорошо и что такое плохо и нужно ли любить папу с мамой, наше общество дальше развиваться не может. Слишком большие ошибки совершили мы за последние 20 лет именно в этой сфере.