Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

Буккроссинг в Петербурге становится популярным

В Северной столице растет интерес к чтению. Обмениваться своими книгами горожане готовы даже с незнакомыми людьми.

В Петербурге становится все больше специальных площадок для буккроссинга – свободного обмена книгами. Буккроссинг зародился в 2001 г. в США и стал настоящим общественным движением. Его адепты намеренно оставляют книги в публичных местах – кафе, парках и т.д., – чтобы их могли взять почитать другие.

Специальные стойки для буккроссинга в этом году могут по­явиться в петербургском метрополитене. «В начале марта наш комитет встречался с Молодежной коллегией – ребята развивают проект «Территория свободного книжного обмена». Они обратились к нам, потому что мы курируем подземку. Эту идею мы приняли и обратились в метрополитен с соответствующим предложением, – сообщили в Комитете по транспорту. – Мы попросили определить места, где можно было бы установить полки для обмена книгами». По словам пресс-секретаря комитета Дмитрия Игнатьева, для начала важно проанализировать точки, где будут установлены стойки.

«Лучше всего подойдут станции, которые примыкают к железнодорожным вокзалам, чтобы пассажир мог почитать в пути. Прежде всего речь идет о Ладожском, Московском и о Финляндском вокзалах. Потом можно будет говорить и о других станциях», – сказал Дмитрий Игнатьев. Полки для буккроссинга в метро могут быть устроены по принципу стоек с бесплатными газетами. Книжку можно будет взять на одной станции, а оставить на другой.

Буккроссинг появился в России в 2004 г., но по-настоящему массовым стал только сейчас. Недавно в процессе «книговорота» поучаствовал и губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.

«Не так давно наш комитет провел встречу в библиотеке имени Маяковского с молодежью Петербурга и губернатором Георгием Полтавченко. В этой библиотеке есть точка, где можно оставить книгу, – рассказал нам председатель Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Никита Александров. – Я оставил книгу о битве в Сталинграде. Губернатор положил на полку «Свет Афона. Один день на святой горе» и «Град Петров. Санкт-Петербург в русской поэзии XVIII-XIX веков».

Специальные полки для буккроссинга уже есть в нескольких библиотеках Петербурга, кафе, медицинских центрах, хостеле. Их адреса указаны на специализированных сайтах.

Поднимет ли буккроссинг интерес к чтению или это просто очередное модное увлечение? «ПД» спросил об этом литераторов.

Председатель Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов:

«Любимые книги я ни за что не отдам. Однако буккроссинг поддерживаю. Но это касается книг из второго ряда. Я из того поколения, которое любит книгу не только как источник информации, но и как вещь: ее запах, вид и обложку. Отношение к книгам изменилось, хотя люди читают. Недавно я был в Доме книги. Видел длинные очереди во все кассы. Вопрос в том, не слишком ли эти книги направлены на конвейерный литературный поток. Чтение существует, но больше направляется в коммерцию. Миссия писателя – писать увлекательно. Если будут хорошие писатели, то все будет в порядке и с чтением. Каждый человек должен понимать свою задачу. Продавец – понимать, что нужно выставлять хорошие книги, а не проплаченные. Он должен обладать вкусом и душой и продвигать талантливых авторов».

Писатель Михаил Веллер:

«Хорошая сторона понятна. Люди проявляют неравнодушие к книге. Они ее не выкидывают. Не суют в чулан. Они оставляют ее на таком месте, чтобы прочитал кто-то еще. Это прямо-таки маленькая культурная ступенька в эволюции гражданского общества. Это следует всячески приветствовать. Другая сторона – плохая. Книга становится одноразовым предметом. Как сказал мой любимый Станислав Ежи Лец, книгу, которую не стоит читать дважды, не стоит читать и единожды. Продолжает формироваться отношение к литературе как к одному из рыночных продуктов потребления. Купил, прочитал и выкинул. 

Сейчас весь мир можно увидеть через компьютер. Мы живем в потребительскую эпоху. В эпоху матрицирования всех форм и норм поведения. В книгах отпадает необходимость. Грамотные люди составляют малый процент общества. Но так было всегда».

Руководитель проектной группы издательского дома «Питер» Александр Кривцов:

«В целом это хорошо. Во всяком случае ничуть не хуже, чем народные библиотеки. Классик сказал: «Сейте разумное, доброе, вечное. Сейте! Спасибо вам скажет сердечное русский народ». Обменные библиотеки были еще в 1990-е гг. Но с нашим климатом уже через 3 дня книжка будет иметь такой непотребный вид, что не дай бог. 

Хлеб у книжных магазинов буккроссинг не отнимет. Разве библиотеки мешают магазинам? Нет. Дело в том, что издатели продают книги и в библиотеки. Таким образом, библиотеки комплектуются в больших количествах. Буккроссинг не будет иметь влияния ни на продажу книг, ни на размер тиража, потому что это скорее причуда, нежели серьезное явление. Все-таки тиражи книг исчис­ляются тысячами и десятками тысяч. А здесь речь идет о штуках. Если рассматривать книгу как источник информации, то тут для издателей опаснее электронные издания».

Закрыть