Яндекс.Метрика
  • Наталия Кононова

Андрей Телков: "Музыка для меня – это образ жизни"

Журналист «ПД» встретился с молодым представителем петербургской исполнительской школы пианистом Андреем Телковым и узнал, чем живут студенты Консерватории, какие качества необходимы музыканту и почему не стоит гнаться за успехом у публики.

Журналист «ПД» встретился с молодым представителем петербургской исполнительской школы пианистом Андреем Телковым и узнал, чем живут студенты Консерватории, какие качества необходимы музыканту и почему не стоит гнаться за успехом у публики.

"Петербургский дневник": С какого возраста вы стали заниматься музыкой? Был ли это ваш сознательный выбор или решение ваших родителей?

Андрей Телков: Когда мне было 4 года, я сам попросил, чтобы родители отвели меня в музыкальную школу. У нас в доме музыка звучала часто и звучит до сих пор, хотя родители и не стали профессиональными музыкантами. 

Обычно как бывает: родители «мягко» наставляют на путь музицирования. А я шел в музыкальную школу исключительно по собственному желанию. Моей заветной мечтой была скрипка, но педагоги посмотрели мои руки и сказали, что лучше начинать на фортепиано. Так в 5 лет я поступил в подготовительный класс на рояль и параллельно стал учиться на скрипке. 

"Петербургский дневник": В 2005 г. ваша жизнь резко изменилась – вы переехали из Воронежа в Петербург и стали учеником музыкальной школы при Консерватории. Расскажите, как это случилось?

Андрей Телков: Я поступил в школу в восьмой класс. Отучился в школе-десятилетке при Консерватории 4 года, а сейчас я на четвертом курсе. Получается, почти 8 лет живу в Петербурге. При всех достоинствах музыкального образования в Воронеже наступает момент, когда ты перерастаешь эту систему. Нужно было уезжать, и передо мной встала дилемма: в Петербург или в Москву. 

В Петербург я ездил всегда, с самого раннего детства. Можно сказать, что меня сюда тянули не какие-то профессиональные вопросы, а атмосфера города. Сейчас я понимаю, что сделал правильный выбор. Хотя в Воронеже есть тенденция: самые перспективные музыканты уезжают учиться в Москву. Москва ближе территориально, и сама школа у нас основана на московских традициях. 

"Петербургский дневник": А чем отличаются петербургские традиции от московских?

Андрей Телков: Это глубокий вопрос. Существует мнение (впрочем, достаточно грубое), что в Петербурге больший акцент делают на эмоциональности, а в Москве – на технической стороне игры. Я думаю, что доля правды в этом есть.

"Петербургский дневник": Многие люди считают, что в Консерватории очень большой конкурс и в нее практически невозможно поступить.

Андрей Телков: Нет, это не так. Вот когда я поступал в школу-десятилетку, конкурс действительно был. Вместе со мной экзамены в разные классы сдавали человек 10, но взяли только троих. В Консерватории самый большой конкурс традиционно на вокальном факультете – вокалистов поступают 400-500 человек, а зачис­ляют из них около 120. На фортепианном отделении в этом году конкурс всего 2,5 человека – иными словами, его почти нет. 

Думаю, это происходит потому, что падает популярность профессии (не у слушателей, а у самих исполнителей). Наша профессия безумно трудная, она требует в первую очередь врожденных качеств и способностей. Также необходимы колоссальная работоспособность, большая самоорганизация. Музыкант должен быть готов к тому, что он всю свою жизнь отдает этому делу. Даже когда он без инструмента, он все равно подсознательно живет музыкой. 

Самое главное – исполнитель должен очень сильно любить свое дело. Ведь, как это ни прискорбно, профессия классического музыканта в нашей стране сегодня мало востребована.

"Петербургский дневник": Тем не менее вы выбрали эту профессию…

Андрей Телков: Я был в таком возрасте, когда еще нельзя говорить о выборе. Захотел – и начал учиться. У меня были, конечно, увлечения и хобби, которые остались до сих пор. Другое дело, что без музыки я просто не могу существовать. Это как вода, как еда, какая-то неотъемлемая часть меня. Я даже не могу назвать музыку профессией, это, скорее, образ жизни.

"Петербургский дневник": Как обычно проходит ваш день? Сколько времени вы уделяете занятиям музыкой?

Андрей Телков: Тут день на день не приходится. Иногда нет никакой возможности позаниматься музыкой, в другой день я могу 5-7 часов уделить инструменту. Конечно, в школьные годы этот процесс был более структурирован, не приходилось участвовать в таком количестве разных концертов, мероприятий, переездов. 

А сегодня помимо учебы я постоянно занят в музыкальных проектах и на репетициях. Однако времени на общение с семьей и друзьями хватает, я не чувствую какого-то дисбаланса. Большую часть свободного времени я занимаюсь дома, то есть постоянно пребываю в контакте с близкими. Жена у меня – музыкант, скрипачка, тоже учится в Консерватории. Родители жены тоже музыканты: мама – музыковед, папа – кларнетист, работает в оркестре Мариинского театра. Родной брат моей жены – виолончелист в Капелле.

"Петербургский дневник": Как вы видите свое будущее после окончания Консерватории?

Андрей Телков: Сейчас у меня нет определенного места работы, где я должен сидеть строго по часам. Живу по свободному графику, поэтому находится время на все. В будущем я бы не хотел выстраивать чисто сольную карьеру. Я человек разноплановый, мне интересно играть в ансамбле, преподавать.

"Петербургский дневник": Для вас успех музыканта определяется его известностью?

Андрей Телков: Цветаева сказала: «Успех – это успеть». Я не люблю пользоваться этим словом. На успех влияет множество субъективных факторов, и вся наша профессия по сути своей субъективна. В истории музыки немало случаев, когда успешные музыканты оказывались забытыми. Хотя, с другой стороны, есть и совершенно заслуженный, всеобъемлющий успех, продолжающийся уже после ухода исполнителя в мир иной.
Для меня успех и счастье в профессии – это состояние покоя и внутренней гармонии со своей творческой индивидуальностью. Безусловно, эта гармония бывает далеко не всегда, достичь ее достаточно трудно. 

"Петербургский дневник": Вы лауреат многочисленных музыкальных конкурсов. Какая победа далась вам тяжелее и больше всего запомнилась?

Андрей Телков: Цель всех конкурсов – выявить молодых талантливых солистов, которым нужно отдать сцену и публику. Сегодня ситуация с конкурсами усложнилась, наметился их явный переизбыток. В 1940-1950-е гг. все музыкальные соревнования можно было по пальцам пересчитать. И поэтому каждый из них давал очень яркие открытия. Как, например, первый Международный конкурс им. Чайковского дал миру Вана Клиберна, третий – Григория Соколова, нашего знаменитого петербургского пианиста. 

Сейчас все конкурсы существуют сами для себя и редко что открывают. Раньше конкурс был средством, а теперь стал целью. К нынешним музыкальным соревнованиям я отношусь очень спокойно и не могу сказать, что участие в них стало важной вехой в моем творческом становлении. Единственный плюс конкурсов – это дополнительный опыт, ведь нужно в короткий срок иметь на руках большую программу.

"Петербургский дневник": Кого из музыкантов вы можете назвать образцом для подражания?

Андрей Телков: Таких имен очень много. Если брать фортепианное творчество, то можно назвать Рахманинова, который был выдающимся композитором, пианистом и музыкантом. Это и Григорий Соколов, гениальный пианист из Петербурга. Сейчас он живет в Италии, пользуется всемирным успехом. Эмиль Гилельс, Владимир Софроницкий, Генрих Нейгауз – все это те имена, с которыми ты постоянно соприкасаешься тем или иным образом.

"Петербургский дневник": Многие талантливые музыканты уезжают из России за границу. Как вы думаете, по каким причинам?

Андрей Телков: Это спорный вопрос. Например, Марис Янсонс – замечательный петербургский дирижер – руководит двумя ведущими оркестрами: Симфоническим оркестром Баварского радио и оркестром Концертгебау в Амстердаме. Большую часть времени он проводит в Европе, но у него российское гражданство, он считает себя петербуржцем, говорит, что живет душой в Петербурге. Нельзя сказать, что он переехал за границу. Он там просто работает. 

Ритм жизни музыканта диктуется творческими исканиями. Я знаю исполнителей, которые настолько скованы своими контрактами, что импульсом к ожесточенному ритму творческой жизни является не желание или планы, а именно рабочие обязательства. В этом случае музыкант действует против себя. Есть, конечно, и обратные случаи. Взять хотя бы Григория Соколова, который играет только там, где хочет, связывается только с теми залами, которые ему нравятся. Это прекрасный пример человека, который творчески реализуется на 100%.

"Петербургский дневник": В Малом зале Филармонии 12 апреля состоится ваш сольный концерт. Что будете исполнять?

Андрей Телков: Я играю большую программу, трудную тем, что в ней собраны произведения чрезвычайно разных стилей. В первом отделении – три абсолютно разных мира: Бетховен, представляющий классическую венскую школу, потом резкий переход к импрессионизму Дебюсси, и заканчивается отделение виртуозным произведением одного из столпов пианистического романтизма Листа. Во втором отделении я исполню Третью сонату Брамса. Все творчество этого композитора основано на классических традициях, но под призмой романтического взгляда. В моем концерте запланирован интересный переход – от Третьей сонаты Бетховена к Третьей сонате Брамса: от классики до классики под призмой романтизма. 

Это будет мой первый большой сольный концерт на сцене Петербургской филармонии. Но до этого я играл там неоднократно, принимал участие в других концертах.

"Петербургский дневник": Можете ли вы дать какой-то совет начинающим музыкантам, которые мечтают поступить в Петербургскую консерваторию и добиться успеха?

Андрей Телков: Прежде всего человек должен понять, что для него есть музыка. Если это хобби и увлечение, я думаю, что не стоит идти в Консерваторию. Сюда стоит поступать только тем, кто без этого не мыслит своего существования, кто бесконечно предан музыке. Это наилучший вариант и для Консерватории, и для человека, который там учится, потому что в дальнейшем могут возникнуть непредвиденные сложности. Я лично знаю людей, которые на пятом курсе Консерватории меняли профессию. И для них это было серьезным ударом. Если вы не уверены в своем выборе, необязательно уходить из музыки, есть много направлений, которые требуют музыкального образования, но не консерваторского.

Закрыть