Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Никакого исключения пригородов Петербурга из списка ЮНЕСКО не будет

Пригороды Петербурга исключат из списка ЮНЕСКО – такая сенсация на деле оказалась чепухой. Как реставрируют объекты наследия, разобрался «Петербургский дневник».

Пригороды Петербурга исключат из списка ЮНЕСКО – такая сенсация на деле оказалась чепухой. Как реставрируют объекты наследия, разобрался «Петербургский дневник».

Информацию о возможном исключении ряда исторических объектов Санкт-Петербурга, включая такие памятники, как Царское Село, Павловск, Петродворец, Ораниенбаум, Гатчина, Стрельна, из списка культурного наследия ЮНЕСКО уже опровергли МИД РФ и комиссия РФ по делам ЮНЕСКО. Однако горячие споры по этому поводу продолжаются до сих пор. Вот и на пресс-конференции, посвященной предстоящему Дню реставратора, который, кстати, отмечается только в нашем городе, этот вопрос звучал неоднократно.

Как признался глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) Александр Макаров, когда он впервые услышал эту новость, она стала для него полной неожиданнос­тью, так как ничего подобного ни от комитета, ни от правительства Санкт-Петербурга не исходило.

По его словам, озвученная на заседании постоянной комиссии по образованию, науке и культуре Законодательного собрания Санкт-Петербурга информация об исключении из объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» значительного числа объектов – результат наложения друг на друга серийных таб­лиц с перечнем объектов всемирного наследия за 1990 и 2012 гг. Но при этом депутаты не обратили внимания, что в таблице 2012 г. нет расшифровки компонентов этих объектов. «Нам это непонятно и вызывает удивление», – сказал Александр Макаров, подчеркнув, что никакого массового исключения объектов из «Исторического центра Санкт-Петербурга» не будет и не предусматривалось.

Более того, сейчас в Петербурге создана рабочая группа по взаимодействию с ЮНЕСКО по уточнению границ объектов всемирного наследия. В нее вошли 14 человек, среди которых представители КГИОП, специалисты по сохранению исторического наследия, градозащитники и члены общественных организаций города. 

Свое недоумение высказала и директор государственного музея-заповедника «Петергоф» Елена Кальницкая. Она рассказала, что представители ЮНЕСКО приезжали в Петергоф, говорили о нем и других пригородах Петербурга много восторженных слов, по­этому поверить в их исключение из списка культурного наследия нельзя. «Этого быть не может», – подчеркнула руководитель. 

Впрочем, скрывать накопившиеся проблемы Елена Кальницкая не стала. Она отметила, что Петергоф – это микромодель города, в которой приходится осуществлять все виды реставрационных работ, включая обустройство территорией и парков, восстановление зданий и фасадов. Однако делать это по 94-му федеральному закону, в котором всегда побеждает тот, кто предлагает меньшую цену, трудно. Так как среди исполнителей неред­ко попадаются недобросовестные компании. Поэтому, считает Елена Кальницкая, подходить к реставрации с той же меркой, что и к обычной работе, нельзя и документ надо доработать. 

Руководитель рассказала, что в этом году закончен фасад Большого Петергофского дворца, заменены все рамы, завершена реставрация каскада «Шахматная гора». И только в последние выходные в Петергофе побывали более 39 тыс. человек.  

Вместе с тем, отметила Елена Кальницкая, перед музеем стоят три большие проблемы. Это Ораниенбаум, где работы закончились вместе с его юбилеем. Водоподводящая система, территория вокруг которой активно застраивается, а сама она в принципе остается бесхозной. И Ропша, где кадастровые паспорта на землю по-прежнему не получены и поэтому нельзя установить забор и остановить варварское разрушение дворца. 

О фактах вандализма, которые еще имеют место со стороны горожан, рассказал и директор Государственного музея городской скульптуры Владимир Тимофеев. Например, недавно разрисовали львов на Львином мостике и коней на Аничковом мосту, порвали им уздечки, попытались соскоблить с грифонов на Банковском мосту позолоту и похитили уникальные бронзовые детали с ограды вокруг памятника Николаю I. «Стыдно за наш город», – резюмировал директор музея.

Владимир Тимофеев также рассказал о возможной реставрации с участием солидного благо­творителя ряда скульптур Александровского сада и двух порфировых ваз, которые находятся на Пет­ровском спуске, напротив памятника Петру I. По его словам, восстановление ваз может завершиться к Дню города в 2014 г. 

С мертвой точки сдвинулся и вопрос реставрации музея-усадьбы «Уткина дача». Сейчас идет разработка проектно-сметной документации. А всего же на восстановление этого памятника понадобится, по мнению экспертов, не менее 6 лет. А поскольку Уткина дача находится в районе, бедном памятниками, то предполагается создать здесь своеобразный культурный центр, в первую очередь для молодежи. «Наши памятники отличаются тем, что хранятся на открытом воздухе. Поэтому мы создали специальную службу по текущему ремонту памятников. И она очень важна: чем мы лучше содержим наши объекты, тем меньше средств и сил потом понадобится на их реставрацию», – отметил Владимир Тимофеев. И добавил, что созданная в Петербурге служба понравилась в России и ее опыт уже перенимают в Москве, где также намерены создать подобную структуру. 

Под особый контроль будет взята и реставрация культовых сооружений города. «Многие из них находятся в запущенном состоянии. Между тем церкви являются важной градостроительной доминантой, завершают перспективу улицы», – отметил Александр Макаров. 

«Я выскажу взгляд со стороны», – заявил один из самых авторитетных исследователей архитектуры, выдающийся реставратор, занимавшийся восстановлением дворцов-музеев, усадеб и особняков пригородов и центра Ленинграда после Великой Отечественной войны, Марк Колотов. 

Он отметил, что если в 1990-е реставрационное дело практически было разрушено, то сейчас наступает период возрождения. «Разрушить можно мгновенно, а вот восстанавливать потом нужно десятилетия», – сказал он, предложив создать перспективный план восстановления памятников, определить очередность их восстановления, продумать смету, чтобы знать, на какие суммы нужно ориентироваться и сколько средств запрашивать у благо­творителей. 

Также, по его мнению, необходимо по­думать о том, кто мог бы впос­ледствии использовать тот или иной памятник. Создание плана, считает Марк Колотов, позволило бы определять и направления подготовки реставраторов. 

«Предложение разумное и свое­временное, тем более что сейчас очень не хватает мастеров с хорошими руками. Мы обязательно рассмотрим это предложение и доложим об этом губернатору», – по­обещал Александр Макаров. 

В свою очередь Марк Колотов подчеркнул, что работа по воссоз­данию исторических памятников в Санкт-Петербурге поставлена на правильные рельсы и у горожан нет повода для беспокойства и пессимизма. 

В 2013 г. будет завершена реста­врация во дворце Шереметевых на Фонтанке, во дворце Шувалова, в Троицко-Измайловском и Петропавловском соборах и других знаковых объектах города.

Глава Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Александр Макаров:

В 2012 г. реставрационные работы проводились более чем на 430 объектах культурного наследия Санкт-Петербурга. Финансирование за счет всех источников составило 14481,8 млн рублей. Это максимальная сумма за последние 10 лет. В минувшем году в историческом центре были проведены ремонтно-реставрационные работы на фасадах и крышах 127 объектов культурного наследия (в 2011-м – 93), в том числе по программе КГИОП – на 48 объектах на сумму 1402,2 млн рублей. В 2012 г. была разработана и утверждена комплексная программа «Сохранение исторического центра Санкт-Петербурга на 2013-2018 гг.», основной целью которой является сохранение объектов культурного наследия с одновременным комплексным ремонтом или реконструкцией находящихся в окружающей застройке зданий, объектов инженерной инфраструктуры, благо­устройства и дорожного хозяйства. Финансирование программы предполагается осуществлять из городского и федерального бюджетов, а также за счет привлечения инвестиционного капитала. При этом в программу закладываются механизмы, стимулирующие собственников и арендаторов зданий к проведению работ по их реставрации, ремонту, а также благоустройству прилегающих территорий.

Председатель совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина:

Санкт-Петербург всегда был известен не только большим количеством историко-культурных памятников, но и уникальной реставрационной школой, которая успешно развивается, и у нее, мы уверены, есть большое будущее. Мы активно и плодо­творно сотрудничаем с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. Особенно хочется отметить тот факт, у нас в городе выработан взвешенный компромиссный подход при возрождении памятников, утраченных в годы Великой Отечественной войны. Это очень важный опыт, который пригодится сегодня при реставрации культовых объектов, которые мы обязаны вернуть нашему народу. Сегодня главной проблемой мы считаем не отсутствие реставрационных кадров, а их неумение решать задачи, которые ставятся перед нами. Необходимо повышать производительность труда, осваивать новые методы, которые позволяют решать более грамотно реставрационные задачи. Модернизация должна быть и в реставрационной отрасли.

Закрыть