Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

У правоохранителей в Петербурге появились новые козыри в борьбе с рейдерством

Петербургские правоохранители активно борются с рейдерскими атаками, которые разрушают предприятия и губят частную инициативу.

Петербургские правоохранители активно борются с рейдерскими атаками, которые разрушают предприятия и губят частную инициативу.

Ежегодно в России фиксируется несколько тысяч рейдерских атак, в результате которых разрушаются предприятия и банкротятся производства, в силу чего снижается инвестиционная привлекательность целых отраслей. Рейдерство, а на юридическом языке «захват чужого имущества», не обошло и Петербург.

По данным, предоставленным петербургским Следственным комитетом, за первый квартал 2013 года следственными подразделениями ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу расследовалось 19 уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 159 и ст. 170.1 УК РФ по фактам совершения действий, направленных на захват имущества, имущественных и неимущественных прав и денежных средств предприятий, из них 3 уголовных дела направлены в суд. Отметим также, что в конце 4 квартала 2012 года в производстве находилось 13 уголовных дел, подпадающих под рейдерство. В суд направлено только одно.  

Если говорить о рейдерстве в целом, то на сегодняшний день эксперты-криминалисты выделяют три разновидности рейдерских атак. К первой относится так называемое «черное рейдерство», в основе которого лежит насильственный метод захвата того или иного предприятия. Здесь используется шантаж, подделка реестра акционеров и непосредственно силовой вход на предприятие. Вторая разновидность называется «серым рейдерством», когда поглощение предприятия осуществляется посредством подкупа должностных лиц. И последняя разновидность, свойственная больше западным странам, носит название «белое рейдерство». Оно вполне легально и заключается в слиянии предприятий или поглощении предприятия предприятием - путем организации для этих целей забастовки или проверки контролирующими органами.

В рейдерстве выделяют и основные методы его осуществления, такие как мошенничество, психологическое давление, банкротство, силовой захват, административный ресурс, наемное руководство, оспаривание приватизации. А также, что встречается довольно часто, приобретение 15% акций с последующим собранием собственников и сменой руководства. Кроме того, еще одним излюбленным методом рейдеров является скупка мелких задолженностей предприятия с последующим предъявлением их к единовременной оплате.

По мнению руководителя общественной приемной ГСУ СК по СПб по защите прав в сфере предпринимательской деятельности Анны Филоненко, в Петербурге рейдерство остается серьезной проблемой. «Возможно, сейчас идет какая-то новая волна. И действуют рейдеры также еще и в отношении таких предприятий, которые существуют очень давно (лет 50-70 - прим. ред.). У них был упадок, а сейчас они заработали заново, и все у них неплохо складывается, и вот как раз к таким начинают приходить люди, которые пытаются самыми различными способами захватить предприятие. В том числе инициируя возбуждение уголовных дел по отношению к существующим владельцам по различным статьям УК РФ, в основном, конечно, не тяжким. Цель – склонить в дальнейшем жертву к определенным действиям» - считает Анна Филоненко.

Противодействовать рейдерству довольно сложно, но реально, особенно сейчас. Это подтверждает и руководитель петербургского Следственного комитета Андрей Лавренко, заявляя, что в последнее время законодатель идет по пути наделения ведомства полномочиями в раскрытии все новых и новых видов преступлений. «В первую очередь, за это время у нас революционно добавился экономический блок. Прежде всего, это налоговые преступления, а также новые виды преступлений, которые по своему характеру являются профилактическими по отношению к рейдерству. Это ст. 170.1 (внесение фиктивных сведений в регистрационные документы), ст. 185. Прим. 5 УК РФ (фальсификация учредительных документов). То есть это те действия, которые ранее предшествовали рейдерским захватам, но которые при отсутствии законодательного регулирования не могли повлечь никакой ответственности», - констатирует Андрей Лавренко.

Преступления в сфере экономической деятельности, о чем говорит глава петербургского Следственного комитета, как раз и связаны с регистрацией незаконных сделок с землей, фальсификацией единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг и системы депозитарного учета, фальсификацией протоколов, решений общего собрания акционеров или участников хозяйствующего общества, неправомерным  использованием инсайдерской информации, манипулированием рынком и т.д.

«Плюс же новых изменений Уголовного кодекса заключается в том, что рейдерство само по себе разделено на части. То есть подделал ты решение общего собрания – вот уже и статья. А не то что рейдерство считать оконченным, только когда будет захвачено предприятие. Теперь получается, что как только пошла фальсификация, уже можно привлечь недобросовестных людей, которые пытаются захватить какое-то предприятие. Ведь подготовительная стадия начинается, например, с подкупа акционеров. Всегда, судя по протоколам, присутствует подделка документов. Ну а когда уже все зарегистрировано, они приезжают со своими бумагами и своими новыми сотрудниками, а это уже последняя стадия захвата», - объясняет Анна Филоненко. 

По ее словам, если рейдеры сфальсифицировали протокол, выписку из единого государственного реестра и т.д., то уже только это является незаконным. Плюсом же нынешних изменений в Уголовном кодексе является то, что за перечисленные выше действия их уже можно привлечь. А раньше это было сделать невозможно. К примеру, теперь за фальсификацию решений общего собрания, в зависимости от тяжести совершения преступления, помимо штрафа предполагаются принудительные работы и лишение свободы от 2 до 5 лет. А за фальсификацию выписки из единого государственного реестра предусмотрено лишение свободы от 3 до 7 лет. «Рейдерство вообще состоит из очень многих моментов, которые можно квалифицировать по совершенно разным статьям. Доказать целиком рейдерство – очень сложно, а по эпизодам гораздо проще», - говорит Анна Филоненко. 

Чем же так опасно рейдерство в России? Прежде всего, оно ведет к увеличению коррумпированности госслужащих, правоохранителей и судей, и, как следствие, к их дискредитации. Также оно всецело способствует росту безработицы, уклонению от уплаты налогов, разрушению и спаду производства. 

На вопрос, как не стать жертвой рейдерских захватов, Анна Филоненко советует не быть излишне доверчивым к людям. «Зачастую рейдерский захват осуществляется при помощи человека, который входит в твой ближайший круг: заместитель, советник… Человек, которому ты доверяешь и который имеет доступ к печати, ко всей документации. Как показывает практика общения с пострадавшими от рейдерства, очень часто в этих схемах принимают участие именно такие люди. Считаю, что руководитель должен быть одиночкой в какой-то степени. Документация ни в коем случае не должна быть в доступе. И еще, всегда надо, подписывая какие-то бумаги, сначала их прочитать. Я, конечно, понимаю, что среди кипы бумаг читать все и делать это постоянно – тяжело. Но раз уж ты руководитель предприятия, надо очень четко контролировать то, что происходит. Иногда даже сердце кровью обливается, потому как понимаешь, что человек прав, но сделано так все красиво, что не подкопаешься», - пытается предостеречь руководитель общественной приемной Следственного комитета.

Анна Филоненко, будучи и сама генеральным директором бизнес-структуры, абсолютно уверена, что если чутко вслушиваться в собственное предприятие, не заметить рейдерство просто невозможно. «Всегда где-то ты понимаешь, что здесь что-то упущено и можно ожидать какого-то подвоха. Всегда очень важно иметь такие доказательства, которые ты сам собираешь: те же видеозаписи или бумаги, которые имеет смысл сохранить хотя бы в копиях. Кстати, наличие профсоюза на крупном предприятии может тоже помочь - иногда сотрудники встают на защиту законного руководства. Но повторю: с рейдерством все очень сложно, и уникального рецепта, как защититься, нет», - заявляет она.

Закрыть