Яндекс.Метрика
  • Александр Вертячих

Черные дыры нашего ЖКХ: почему растут тарифы

Председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров рассказал «ПД», почему в городе растут коммунальные тарифы.

Еще в феврале президент России Владимир Путин распорядился удерживать прирост коммунальных тарифов на уровне 6% в год. Каково же было удивление петербуржцев, когда летом некоторые из них увидели в квитанциях на квартплату суммы, выросшие явно не на 6%. О том, почему это происходит, специально для «Петербургского дневника» рассказал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения всероссийской политической партии «Единая Россия» Вячеслав Макаров.

«Петербургский дневник»: Согласно социологическим опросам, более половины россиян не верят в успех коммунальной реформы. Почему, на ваш взгляд?

Вячеслав Макаров: Люди прекрасно видят, в каком состоянии находится коммунальная инфраструктура. По данным Минрегиона РФ, средний износ ее объектов достигает 60%, а кое-где доходит и до 80%. Около 30% основных фондов ЖКХ полностью отслужили свои нормативные сроки. Представьте себе, какие потери теплоносителей и воды происходят из-за плохих труб! А ведь потребитель все эти ручейки и фонтаны вынужден оплачивать.Я работаю в тесном сотрудничестве с муниципальными депутатами Петербурга, поэтому в курсе всех проблем коммунального хозяйства. Информация поступает из всех 111 муниципальных образований города.

Местная власть ближе всего к людям, к земле, как принято говорить. В муниципальных советах проходят собрания общественных активистов, туда идут представители ТСЖ и ЖСК, там ведут прием депутаты и специалисты профильных комитетов городской администрации.

Расскажу о ключевых причинах неплатежей за коммунальные услуги. А ведь известно, что из-за неплательщиков законопослушные петербуржцы страдают не меньше, чем из-за ржавых труб. Вот сигнал из муниципалитета Дачное Кировского района, на территории которого находится самая оживленная станция метро – «Проспект Ветеранов». В муниципальном округе много квартир, которые собственники без всякого оформления сдают нелегальным мигрантам. И живут в этих квартирах по 10-15 человек без регистрации. Коммунальные платежи при этом оплачивают за одного человека – владельца квартиры.

Муниципалами выявлено много таких случаев, однако никаких санкций против нерадивых собственников власть применить не может. Даже штрафовать сложно. Как только на пороге появляется полиция или сотрудники Федеральной миграционной службы (ФМС) РФ, обитатели сразу испаряются. С этим можно бороться только финансово: повышать штрафы за незаконную сдачу жилья, заставлять платить согласно числу квартирантов.

«Петербургский дневник»: Все это так, но наибольшие потери связаны с проблемами учета общедомовых расходов.

Вячеслав Макаров: Приведу конкретный пример из практики муниципалов Васильевского округа: там много «связанных» домов старого фонда. Это когда на два-три стоящих бок о бок здания приходится один узел учета. При этом в каждом доме может быть создано свое ТСЖ.

Рассчитываются общедомовые расходы просто: показания общих счетчиков делят на количество домов. Но это несправедливо, поскольку в одном здании может быть незаконное подключение кафе или же количество потребителей между зданиями разнится. Безусловно, нужно прийти к схеме «один дом – один узел учета», однако это потребует немалых затрат денег и времени.

«Петербургский дневник»: Есть ли в Петербурге случаи массовых неплатежей за коммунальные услуги?

Вячеслав Макаров: Есть, и это большая головная боль городских властей. В Петербурге идет массовое расселение ветхих домов и коммунальных квартир, что, без сомнения, хорошо. Плохо, что на этом наживаются жулики. Механизм проиллюстрируем на примере муниципалитета Нарвский округ в Кировском районе. Там, как и во всех центральных районах города, есть расселяемые ветхие дома – старый фонд и здания довоенной постройки. Один из таких домов расположен по адресу: Турбинная ул.,  9. Официально он расселен почти весь. Почти – потому что один собственник не пожелал пере ехать в новое жилье, так что управляющая компания не вправе отключить дом от газо-, тепло-, водо- и электроснабжения.

Что происходит дальше? Все квартиры расселенного дома обретают новых жильцов – трудовых мигрантов с юга. Они устраивают свой быт, потребляют в полном объеме коммунальные услуги и ни за что не платят. Недостачу компенсируют за счет жителей других домов – суммы в их квиточках растут из месяца в месяц.

«Петербургский дневник»: Возникает вопрос: а нелегальные мигранты вселяются в дома самовольно? Что-то не верится, процесс носит организованный характер.

Вячеслав Макаров: Безусловно, в Петербурге сформировалась целая коммунальная мафия, оперирующая черной дырой – недорасселенными ветхими домами. По оценке все тех же мунициалов, только в Нарвском округе бизнес по незаконной сдаче такого жилья может давать до 4  млн рублей в месяц! Представьте, какие суммы «нарисуются» по всему городу.

«Петербургский дневник»: И органы, которые должны это контролировать, смотрят спокойно?

Вячеслав Макаров: Меры принимаются: под следствием оказались бывшие сотрудники органов внутренних дел, некоторые участковые уволены, но решить проблему в целом не удается. Для этого надо сносить расселенный дом как можно быстрее. Но этого не сделать, пока на законодательном уровне не будет решена проблема с несогласными собственниками, в планы которых не входит жить в тех квартирах, что они защищают. Здесь нужно выработать четкий механизм, ведь недорасселенный ветхий дом представляет опасность не только из-за непрошеных постояльцев – он может развалиться в любой момент. А это уже фактор безопасности жизни петербуржцев.

«Петербургский дневник»: Вы верите, что наш город и страна в целом справятся с таким валом коммунальных проблем?

Вячеслав Макаров: Верю. Но одной веры мало, надо работать! Что мы, собственно, и делаем.

Закрыть