Санкт-Петербург, 18 сентября. Секция СПМКФ-2013 "Пикировка", название которой указывает на наличие острой проблематики, содержащейся в картинах-участницах, оправдала свое предназначение. Александр Гордон, знаменитый российский радио- и телеведущий, актер и режиссер, известный своими хлесткими высказываниями и умением четко обозначить точки над "i", сумел не только "разбудить" в петербуржцах желание высказаться, но и провел своеобразный ликбез для многочисленной аудитории Петербургского международного кинофестиваля. Субъектом горячей полемики стала лента латвийского сценариста и режиссера Яниса Нордса "Мама, я люблю тебя".

С каждым кадром – все больше вопросов

Это назидательная почти басня о том, что врут все. Подсчитано, что средний европеец, если он мужчина, врет 6-7 раз в день, а женщины – в два раза чаще. Отношения с внешним миром у человека возникают только тогда, когда он с ним нечестен. В фильме три раза была сказана правда, и всякий раз герой только получал затрещины, причем, последний раз – от друга, и конкретно в лоб. Чем больше  возраст, тем легче врать, но если мы привыкли к нечестности, то почему режиссер выбрал такой нежный возраст? Это кино-переживание в том смысле, что ври-не ври, будет одно и тоже. При этом чаще всего мы не хотим обижать себя и маскируем это под вежливое желание быть хорошим со всеми.

В картине названы очень многие вещи: мать-одиночка, отчаявшаяся настолько, что готова бегать на ночные свидания, ничего не сказав сыну, мать и сын, которые жили в разлуке, потому что упоминается некая бабушка. При этом мать работает на двух работах: одна смешная, другая еще смешнее, то есть с карьерой не сложилось. Но семья довольно благополучная. "Почему саксофон за 120 лат для них – дорогой подарок, я из фильма так и не понял. И вот этих "почему?" с каждым кадром накапливается все больше и больше", - говорит Гордон.

"Преступление и наказание" по-латышски

Режиссер, он же сценарист Янис Нордс снял абсолютно авторское кино. По мнению Александра Гордона, картина "Мама, я люблю тебя" вышла милой, слабой и безвредной. Но это не все. В картине есть одно утверждение: жить без лжи трудно, жить без лжи почти невозможно. И если даже на самом примитивном уровне ты начинаешь отказываться от лжи, то получаешь по полной.

Готов ты жить не во лжи, получая по полной – живи, не готов – смирись! Кто этого не знал? Неужели  до фильма не было ни Евангелия, ни Льва Толстого? Другой вопрос, который поставлен кокетливо и очень по-латышски: совесть. Наказание приходит не из реального мира – это не "мама шлепнула" или "из школы выгнали". Наказание приходит в другом виде, совершенно невыносимом. Оно живет с тобой, так же как ложь, которую ты совершаешь, всю жизнь. И будет преследовать, потому что невозможно убежать от совести.

О "невредном" кино, которое бесполезно, или Как отличить хороший фильм от плохого

Неясное высказывание – это слабость автора. Автор скрылся за полудокументальной камерой, и за европейской манерой повествования – здесь ничего не происходит и даже сюжет "притянут за уши". Скрылся за актерами, которые ничего не играют, у них нет эмоций ни во взгляде, ни в пластике, ни в голосе.

Поскольку высказывание не ясно, у зрителей возникает громадное количество интерпретаций. И здесь появляется вопрос, который есть всегда, когда я смотрю не злое, не вредное, но бесполезное кино: зачем такое кино нужно? Чтобы убедить аудиторию, в произведение нужно вложить хотя бы часть своей души. Неясность, отсутствие темперамента, "прозрачные" глаза главных героев - все это порождает необязательность зрелища.

Вспомним "Войну и мир" Толстого. Все предельно ясно выражено. И философские высказывания после каждой главы никто не читал. А это самое важно в "Войне и мире". Потому что все остальное для автора – повод поговорить о главном. И он тут истовый, и попробуйте трактовать писателя по-другому! Нет! Толстой что хотел сказать, то сказал, и здесь нет места интерпретациям. Вы не можете населять хорошее кино своими смыслами, потому что это значит, что кино не состоялось.

Россия, Европа, Америка… и эмоции, которых не было

Российское и американское кино – это братья-близнецы. Потому что и в том, и в другом нужно рассказать историю. Это сюжет, который обязательно присутствует. Европейское (прибалтийское) кино отличается тем, что в нем не важно, что произошло. Там колоссальное значение приобретает взаимосвязь героев – кто, кому, кем приходится. При этом давайте учтем знаменитый прибалтийский темперамент. И что мы видим? Это актеры, которых нет. Это эмоции, которых нет. Все проговаривается, но ничего не проживается. Все проговаривается для того, чтобы зрители, сидя в зале, могли за актеров эти эмоции прожить. Увлеченность внутренним сюжетом наступает тогда, когда мы принимаем или не принимаем изображенные архитипы. Всякое кино, всякое искусство тогда только искусство, когда в нем есть узнавание. В хорошем кино вы всегда можете спроецировать то, что видите, на себя, на свою жизнь.

Продолжение следует

В отличие от конкурсной программы, главным принципом формирования "Пикировки" является резонанс. В первую очередь отбирались картины, вызвавшие острую полемику на фестивалях, хотя награды также учитывались. При этом особое внимание обращалось на уникальность заявленной проблемы и оригинальность работы. Благодаря своим фильмам (в этом году их 7) "Пикировка" способна побороться за звание самой популярной секции, а картины из Сербии и Болгарии создадут своеобразный мост между СПМКФ-2013 и нашей Программой "Кино балканских стран", представленной в мае текущего года.

2013-09-18T16:45:39+04:00
Гордон раскритиковал фильм "Мама, я люблю тебя" на Петербургском кинофестивале

Санкт-Петербург, 18 сентября. Секция СПМКФ-2013 "Пикировка", название которой указывает на наличие острой проблематики, содержащейся в картинах-участницах, оправдала свое предназначение. Александр Гордон, знаменитый российский радио- и телеведущий, актер и режиссер, известный своими хлесткими высказываниями и умением четко обозначить точки над "i", сумел не только "разбудить" в петербуржцах желание высказаться, но и провел своеобразный ликбез для многочисленной аудитории Петербургского международного кинофестиваля. Субъектом горячей полемики стала лента латвийского сценариста и режиссера Яниса Нордса "Мама, я люблю тебя".

Читать далее

С каждым кадром – все больше вопросов

Это назидательная почти басня о том, что врут все. Подсчитано, что средний европеец, если он мужчина, врет 6-7 раз в день, а женщины – в два раза чаще. Отношения с внешним миром у человека возникают только тогда, когда он с ним нечестен. В фильме три раза была сказана правда, и всякий раз герой только получал затрещины, причем, последний раз – от друга, и конкретно в лоб. Чем больше  возраст, тем легче врать, но если мы привыкли к нечестности, то почему режиссер выбрал такой нежный возраст? Это кино-переживание в том смысле, что ври-не ври, будет одно и тоже. При этом чаще всего мы не хотим обижать себя и маскируем это под вежливое желание быть хорошим со всеми.

В картине названы очень многие вещи: мать-одиночка, отчаявшаяся настолько, что готова бегать на ночные свидания, ничего не сказав сыну, мать и сын, которые жили в разлуке, потому что упоминается некая бабушка. При этом мать работает на двух работах: одна смешная, другая еще смешнее, то есть с карьерой не сложилось. Но семья довольно благополучная. "Почему саксофон за 120 лат для них – дорогой подарок, я из фильма так и не понял. И вот этих "почему?" с каждым кадром накапливается все больше и больше", - говорит Гордон.

"Преступление и наказание" по-латышски

Режиссер, он же сценарист Янис Нордс снял абсолютно авторское кино. По мнению Александра Гордона, картина "Мама, я люблю тебя" вышла милой, слабой и безвредной. Но это не все. В картине есть одно утверждение: жить без лжи трудно, жить без лжи почти невозможно. И если даже на самом примитивном уровне ты начинаешь отказываться от лжи, то получаешь по полной.

Готов ты жить не во лжи, получая по полной – живи, не готов – смирись! Кто этого не знал? Неужели  до фильма не было ни Евангелия, ни Льва Толстого? Другой вопрос, который поставлен кокетливо и очень по-латышски: совесть. Наказание приходит не из реального мира – это не "мама шлепнула" или "из школы выгнали". Наказание приходит в другом виде, совершенно невыносимом. Оно живет с тобой, так же как ложь, которую ты совершаешь, всю жизнь. И будет преследовать, потому что невозможно убежать от совести.

О "невредном" кино, которое бесполезно, или Как отличить хороший фильм от плохого

Неясное высказывание – это слабость автора. Автор скрылся за полудокументальной камерой, и за европейской манерой повествования – здесь ничего не происходит и даже сюжет "притянут за уши". Скрылся за актерами, которые ничего не играют, у них нет эмоций ни во взгляде, ни в пластике, ни в голосе.

Поскольку высказывание не ясно, у зрителей возникает громадное количество интерпретаций. И здесь появляется вопрос, который есть всегда, когда я смотрю не злое, не вредное, но бесполезное кино: зачем такое кино нужно? Чтобы убедить аудиторию, в произведение нужно вложить хотя бы часть своей души. Неясность, отсутствие темперамента, "прозрачные" глаза главных героев - все это порождает необязательность зрелища.

Вспомним "Войну и мир" Толстого. Все предельно ясно выражено. И философские высказывания после каждой главы никто не читал. А это самое важно в "Войне и мире". Потому что все остальное для автора – повод поговорить о главном. И он тут истовый, и попробуйте трактовать писателя по-другому! Нет! Толстой что хотел сказать, то сказал, и здесь нет места интерпретациям. Вы не можете населять хорошее кино своими смыслами, потому что это значит, что кино не состоялось.

Россия, Европа, Америка… и эмоции, которых не было

Российское и американское кино – это братья-близнецы. Потому что и в том, и в другом нужно рассказать историю. Это сюжет, который обязательно присутствует. Европейское (прибалтийское) кино отличается тем, что в нем не важно, что произошло. Там колоссальное значение приобретает взаимосвязь героев – кто, кому, кем приходится. При этом давайте учтем знаменитый прибалтийский темперамент. И что мы видим? Это актеры, которых нет. Это эмоции, которых нет. Все проговаривается, но ничего не проживается. Все проговаривается для того, чтобы зрители, сидя в зале, могли за актеров эти эмоции прожить. Увлеченность внутренним сюжетом наступает тогда, когда мы принимаем или не принимаем изображенные архитипы. Всякое кино, всякое искусство тогда только искусство, когда в нем есть узнавание. В хорошем кино вы всегда можете спроецировать то, что видите, на себя, на свою жизнь.

Продолжение следует

В отличие от конкурсной программы, главным принципом формирования "Пикировки" является резонанс. В первую очередь отбирались картины, вызвавшие острую полемику на фестивалях, хотя награды также учитывались. При этом особое внимание обращалось на уникальность заявленной проблемы и оригинальность работы. Благодаря своим фильмам (в этом году их 7) "Пикировка" способна побороться за звание самой популярной секции, а картины из Сербии и Болгарии создадут своеобразный мост между СПМКФ-2013 и нашей Программой "Кино балканских стран", представленной в мае текущего года.


Текст: Маргарита Платова
Фото: Dmitry Rozhkov. Википедия. Александр Гордон

Разделы: Культура
Тэги: Снос

Новости по теме

Комментарии

Чтобы написать комментарий, необходимо авторизоваться через социальные сети:
или 

Новости в сети

Новости

Новости в сети

Новости в сети

Социальные сети