Яндекс.Метрика
  • Александр Вертячих

Вячеслав Макаров: Надо приумножить богатство, накопленное поколениями педагогов и учителей

Приближается День учителя. Говорят, что ошибки врачей дорого обходятся людям. Но ошибки педагогов стоят куда больше, только оцениваются они спустя десятилетия. О том, насколько важен труд учителя, о роли педагогов в жизни общества рассказывает председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения партии «Единая Россия» Вячеслав Макаров.

Приближается День учителя. Говорят, что ошибки врачей дорого обходятся людям. Но ошибки педагогов стоят куда больше, только оцениваются они спустя десятилетия. О том, насколько важен труд учителя, о роли педагогов в жизни общества рассказывает председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга секретарь Санкт-Петербургского регионального отделения партии "Единая Россия" Вячеслав Макаров.

"Петербургский дневник": В последнее время вы активно выступаете по проблемам образования – достаточно вспомнить большой педсовет в конце августа. Почему именно эта тема волнует вас больше всего?

Вячеслав Макаров: Хорошее и всестороннее образование всегда было отличительной чертой Ленинграда и Петербурга. В нашем городе выстроена полноценная иерархия воспитательного процесса – от дошкольных учреж­дений самой разной специализации до школ, гимназий и лицеев, многие из которых считаются лучшими в России. Еще до революции 1917 г. в Петербурге сформировался, а в советское время, особенно в 1960-1980-е гг., в Ленинграде получил бурное развитие уникальный для страны комплекс училищ и техникумов, в которых готовились рабочие и технические кадры для всех отраслей народного хозяйства. Стоит ли говорить о том, что высшая петербургская школа уверенно конкурирует со столичной и в наши университеты и академии едут учиться со всех концов России и мира.

Именно поэтому современное состояние образовательной системы города, ее проблемы и перспективы входят в число приоритетных направлений работы Законодательного собрания Санкт-Петербурга. И моих усилий – в том числе.

"Петербургский дневник": Какие задачи вы ставите перед городом в сфере образования?

Вячеслав Макаров: Сохранить и приумножить богатство, накопленное многими поколениями педагогов и учителей. С 1 сентября вступили в действие федеральный и петербургский законы об образовании, причем наш город первым в стране принял такой документ. Он носит четкую социальную направленность и учитывает интересы всех участников образовательного процесса. На основе закона мы будем разрабатывать нормативно-правовые акты в сфере образования.

Перед городом стоит задача до 1 сентября 2016 г. дополнительно создать 5,5 тыс. мест в детских садах. К этой цели мы можем подойти только в сотрудничестве с бизнесом: строительные компании должны в обязательном порядке соблюдать действующие нормативы по социальным объектам. Возводишь микрорайон – строй там школы и детские садики. Одним из путей решения проблемы дошкольных учреждений может стать передача под детские сады на 80-100 человек помещений, расположенных на первых этажах многоквартирных домов.

"Петербургский дневник": Получается, что приоритетным направлением становится дошкольное образование?

Вячеслав Макаров: Не только оно. Например, в городе Красное Село и поселке Горелово надо построить вдвое больше – по числу мест – школ, чем там есть на сегодня. И эту проблему (а подобная ситуация складывается и в других молодых пригородах) надо решить в ближайшие 2-3 года. Иначе дети будут учиться в две смены. Но и детсады строить надо. Рождаемость увеличилась, и далеко не во всех семьях есть бабушки и дедушки, способные сидеть с ребенком дома. Одно время была мода на концепцию «мама сидит дома, а папа обеспечивает семью», но и она разбилась о реалии. Как и раньше, мамы тоже работают, иначе детей поднять трудно. Вот почему городские власти должны, просто обязаны развивать систему дошкольного образования.

"Петербургский дневник": Помогут ли решить эту проблему частные детские сады?

Вячеслав Макаров: В Петербурге достаточное количество частных детских садов. Во многих муниципалитетах, где проблема дошкольного воспитания стоит очень остро, открываются мини-садики. К сожалению, это доступно не для всех. И город никогда не уйдет от системы дошкольного образования.

"Петербургский дневник": А каким вы видите будущее среднего профессионального образования?

Вячеслав Макаров: Только хорошим. Петербург даже в перестроечное время сумел сохранить большинство профессиональных лицеев и колледжей. Сегодня наш город лидирует в сфере профессионального образования. Однако будущее ставит перед средним профессиональным образованием новые задачи. Мало дать молодежи диплом, надо сделать подготовку специалиста адресной, чтобы учащиеся знали заранее, где они будут работать. Таковы требования рынка. А сделать это можно только при поддержке бизнеса. Уже сейчас на базе крупных корпораций и предприятий создаются учебные центры, где лучшие учащиеся в последний год обучения проходят специализацию. Такая практика есть в судостроении и энергетическом машиностроении Петербурга. Думаю, за этим будущее. Эта система тоже должна развиваться. Посмотрите, насколько стали востребованы специалисты, которые готовятся в этих учебных центрах, – они нужны и в ЖКХ, и на транспорте, и особенно на судостроительных предприятиях города и предприятиях оборонного комплекса. В этом легко убедиться, обратившись к перечню вакантных специальностей на предприятиях. 

"Петербургский дневник": Каким, на ваш взгляд, должен быть современный педагог?

Вячеслав Макаров: В нем должны сочетаться высочайший профессионализм и морально-нравственные качества. С одной стороны, мы хотим, чтобы он был таким, каким сохранился в нашей памяти, – добрым, отзывчивым, любящим детей. С другой стороны, сегодня к этому должно прибавляться умение говорить с учениками на современном языке, педагог должен быть в курсе актуальных проблем и владеть современными информационными технологиями. Именно о таких учителях я говорю, приходя на День знаний в школы и гимназии.

Но я бы хотел сегодня обратиться и к родителям. Каким бы хорошим ни был учитель, он не заменит папу и маму. Родители должны принимать самое активное участие в жизни школы, оказывать помощь педагогам во внеклассной и вне­урочной работе. А в кругу семьи – поддерживать авторитет школы и учителей. Из-за одной-двух уничижительных фраз в адрес педагога, сказанных дома родителями, все усилия учителей и их профессионализм и затраченное время могут пойти насмарку.

Закрыть