Яндекс.Метрика
  • Дмитрий Стаценко

Денис Трубников: Каждая таможня имеет свою специфику

Об основных направлениях деятельности Северо-Западной оперативной таможни читателям "Петербургского дневника" рассказывает заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями СЗОТ Денис Трубников.

Об основных направлениях деятельности Северо-Западной оперативной таможни читателям "Петербургского дневника" рассказывает заместитель начальника отдела по борьбе с экономическими таможенными правонарушениями СЗОТ Денис Трубников.

"Петербургский дневник": Расскажите, в чем заключается основная работа Северо-Западной оперативной таможни на сегодняшний день. Ведь вы курируете правоохранительную деятельность в целом в регионе?

Денис Трубников: Северо-западная оперативная таможня существует уже более 15 лет, и цель нашей работы - это выявление, пресечение и раскрытие преступлений сфере внешнеэкономической деятельности в зоне ответственности Северо-Западного таможенного управления. В настоящее время СЗОТ курирует правоохранительную деятельность таможен во всем Северо-Западном регионе: от Калининграда до Мурманска, от Выборга до Сыктывкара.

"Петербургский дневник": Какие основные экономические таможенные преступления и правонарушения совершаются во внешнеэкономической сфере, с которыми приходится сталкиваться непосредственно вам и сотрудникам вашего отдела?

Денис Трубников: Сегодня к основным преступлениям в сфере таможенного дела относится уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц, а также контрабанда, то есть незаконное перемещение через таможенную границу стратегически важных товаров и ресурсов.

"Петербургский дневник": Ваш отдел борется с недобросовестными участниками ВЭД, а взаимодействует ли оперативная таможня с честными участниками внешнеэкономической деятельности?

Денис Трубников: Безусловно, в текущем году проводилась активная работа с представителями крупных импортеров – участников внешнеэкономической деятельности по вопросу пресечения так называемого "серого импорта" товаров, внесенных в реестр объектов интеллектуальной собственности. В частности, в результате проведенных нашим отделом мероприятий пресечены неоднократные попытки недобросовестных участников ВЭД по ввозу на таможенную территорию автомобильных запчастей таких известных торговых марок, как Volkswagen, Audi, Land Rover, Toyota и т.д. При проведении расследований фактов незаконного ввоза указанной категории товаров Северо-Западная оперативная таможня активно работает с правообладателями товарных знаков с целью получения справочной информации о правомерности ввоза товара, его интеллектуальной ценности, а также предполагаемой рыночной стоимости. Данное взаимодействие с организациями-правообладателями позволяет ускорить процесс расследования и способствует его объективности.

"Петербургский дневник": Можете чуть поподробнее рассказать о так называемом "сером импорте" автомобильных запчастей?

Денис Трубников: Тут все просто. Правообладатель торговой марки делегирует полномочия компании-импортеру, которая в свою очередь осуществляет официальные поставки оригинальных автомобильных запчастей Volkswagen, Audi, Land Rover, Toyota, Mercedes, BMW и т.д. на внутренний рынок Российской Федерации. Однако в нашей работе часто встречаются и недобросовестные импортеры, которые ввозят указанную продукцию, минуя разрешения правообладателя. С целью уклонения от уплаты таможенных платежей недобросовестный участник ВЭД не заявляет торговую марку фактически перемещаемого товара и неверно указывает в подаваемой декларации страну производства товара.

Зачастую декларируют запчасти несуществующих брендов китайского производства. Таким образом, импортер ввозит дорогие оригинальные запчасти под видом более дешевой продукции без ведома правообладателей и таможенных органов. Следовательно, недоплачивает в бюджет страны причитающиеся таможенные пошлины и налоги в полном объеме и наносит ущерб правообладателям. В текущем году в результате проведенных отделом мероприятий были пресечены попытки незаконного ввоза автозапчастей Volkswagen и Audi на Выборгской и Балтийской таможнях, Toyota и Land Rover в Кингисеппе. Также необходимо отметить, что речь идет о довольно крупных поставках.

"Петербургский дневник": Вы говорите о крупных поставках, а какой примерно объем этих партий серого импорта? Можете привести конкретный пример одного из последних задержаний?

Денис Трубников: Не так давно в Выборге было задержано более трех тонн автозапчастей марки Volkswagen. А вот буквально на днях в зоне ответственности Кингисеппской таможни пресечен ввоз более 8 тонн оригинальных запчастей торговой марки Land Rover. Дорогостоящие английские автозапчасти пытались ввезти в РФ под видом дешевых китайских автозапчастей неизвестной торговой марки. На самом деле это действительно очень крупная партия.

"Петербургский дневник": Понятно, что оценить в полной мере ущерб невозможно. Но на ваш взгляд, какой все-таки приблизительный ущерб наносят подобные "импортеры"?

Денис Трубников: По моим скромным подсчетам, десятки миллионов рублей. И это только в нашем регионе.

"Петербургский дневник": Как осуществляется координация работы с другими таможнями?

Денис Трубников: В части, касающейся правоохранения, Северо-Западная оперативная таможня является вышестоящим таможенным органом по отношению к таможням Северо-Западного федерального округа. СЗОТ координирует и руководит работой правоохранительного блока таможен региона и осуществляет организацию, методическое обеспечение и контроль деятельности правоохранительных подразделений Архангельской, Балтийской, Выборгской, Кингисеппской, Мурманской, Псковской, Пулковской, Санкт-Петербургской, Себежской, Калининградской областной и Карельской таможен.

"Петербургский дневник": Ваш отдел борется с экономическими правонарушениями в таможенной сфере, то есть с уклонением от уплаты таможенных платежей, а можете ли вы назвать те товары, за которые злоумышленники чаще всего пытаются не заплатить пошлины?

Денис Трубников: Одними из приоритетных направлений нашего отдела на сегодняшний день является выявление и пресечение фактов незаконного вывоза леса и лесоматериалов, черных, цветных металлов.

Также мы активно боремся с уклонениями от уплаты таможенных платежей при перемещении через таможенную границу продукции легкой промышленности, дорогостоящей электроники и иных товаров народного потребления иностранного производства. Основной механизм данных правонарушений - это предоставление недостоверных сведений о наименовании, количестве, стоимости перемещаемых товаров.

"Петербургский дневник": Сколько в этом году вашему подразделению удалось возбудить уголовных дел?

Денис Трубников: На сегодняшний день по материалам моего отдела возбуждено 13 уголовных дел. В общей сложности, пресечены попытки незаконного перемещения через таможенную границу товаров на сумму, превышающую 40 млн рублей. К наиболее ярким примерам можно отнести попытку незаконного ввоза партии переносных портативных ультразвуковых расходометров для нефтеперерабатывающей и газовой промышленности производства компании General Electric Company (Великобритания). Указанный товар недобросовестный участник ВЭД пытался оформить под видом менее дорогостоящей продукции китайского производства.

"Петербургский дневник": Через какие таможни больше всего проходит контрабандных грузов по вашей линии?

Денис Трубников: Могу сказать, что все направления стратегически опасны и требуют пристального внимания, но выделить конкретную таможню будет неправильным, каждая таможня имеет свою специфику.

"Петербургский дневник": Правоохранительный блок традиционно занимает важное место в деятельности таможенных органов. Какие тенденции прослеживаются в его сегодняшнем развитии? Как можно повысить эффективность работы правоохранительных подразделений?

Денис Трубников: В текущем году в нашем отделе произошли существенные кадровые изменения. В результате принятых руководством оперативной таможни мер отдел практически полностью обновился, к нам пришли очень опытные специалисты, на самом деле являющиеся мастерами своего дела. Вследствие этого задача, поставленная руководством, по усилению правоохраны в регионе и увеличения влияния на противоправную деятельность со стороны недобросовестных участников ВЭД, пресечение их преступной деятельности и пополнение федерального бюджета за счет взыскания неуплаченных таможенных платежей и конфискацией незаконно перемещаемого товара, выполняется. Безусловно, если бы штатная численность сотрудников увеличилась, это позволило бы повысить эффективность работы правоохранительных подразделений.

"Петербургский дневник": В чем заключается основное отличие оперативной таможни от просто таможни?

Денис Трубников: Оперативная таможня, в первую очередь, является правоохранительным органом, в чьи функции входит выявление и пресечение преступлений в сфере таможенного дела. Иные таможни являются фискальным органом, функции которых включают в себя оформление перемещаемых товаров и транспортных средств, а также сбор соответствующих платежей и пошлин, поступающих в бюджет РФ.

Закрыть