Яндекс.Метрика
  • Анна Литвинко

Сергей Ларенков: Фотокамера позволяет путешествовать во времени

Петербург­ский блогер Сергей Ларенков утверждает: с помощью фотоаппарата можно перемещаться во времени – и доказывает это своими коллажами.

Петербург­ский блогер Сергей Ларенков утверждает: с помощью фотоаппарата можно перемещаться во времени – и доказывает это своими коллажами.

"Петербургский дневник": Ты – профессиональный моряк. Чем тебя привлекло это дело? В каких странах ты успел побывать?

Сергей Ларенков: С морем я знаком с детства, вырос в яхт-клубе. С шестого класса знал, чем буду заниматься, когда вырас­ту. Став штурманом, ходил в дальние плавания, посетил много стран в разных концах планеты. Самое трудное в профессии моряка – долгая разлука с родными, дети успевают вырасти, пока ты в море. Насмотревшись на мир, бросил якорь в родном порту. Теперь работаю морским лоцманом, вывожу в море и завожу в порт разные суда. Люблю свою работу.

"Петербургский дневник": А как так получилось, что профессиональный моряк стал фотографом? Коллажи – это исключительно хобби или что-то еще?

Сергей Ларенков: Фотокамера также с детства была рядом. Теперь она позволяет путешествовать во времени. И коллажи, в которых я создаю пространственно-временной портал, стали уже больше, чем хобби. Все начиналось лет десять назад со старинных открыток, которые я накладывал на современный вид родного города. Примерно 5 лет назад мне захотелось не прос­то заглядывать таким образом в прошлое, но и показать своим детям, что испытали наши родные, пережившие войну и блокаду. Так возник проект "Связь времен".

"Петербургский дневник": Сколько времени уходит на то, чтобы создать такой коллаж?

Сергей Ларенков: Времени на поиск и создание работ уходит действительно очень много, но это безумно интересно, сам невольно прикасаешься к истории. Я отыскиваю в архивах военные фотографии, а затем еду, чтобы найти и запечатлеть это место сейчас. 

Большинство фотографий я заказывал в Красногорском архиве РГАКФД под Москвой, часть – в Санкт-Петербургском ЦГАКФФД. Работа со старыми фотографиями в архивах почти такая же, как со старыми фолиантами в серьезных библиотеках – просто так не допус­тят, только для серьезной работы. 

Что касается последующей обработки, то процесс наложения фотографий в программе "Фотошоп" несложный – традиционная работа со слоями, знакомая каждому фотографу. Гораздо сложнее правильно выбрать точку съемки, чтобы найти именно ту, откуда была сделана фотография изначально.

"Петербургский дневник": Ты специально ездишь в каждый город, где снимаешь кадры для коллажей?

Сергей Ларенков: Если вначале проект охватывал только блокадный Ленинград, то сейчас я посетил уже большое количество мест, опаленных войной, в таких городах, как Москва, Киев, Минск, Севастополь, Сталинград, Одесса, Брест, Берлин. Прага, Вена, Париж, Рига. 

Предпочитаю в отпуске ездить на машине, так больше мест можно посетить и отыскать. Моя семья помогает, вместе ездим по стране, путешествуем.

"Петербургский дневник": Почему используешь именно военные фото?

Сергей Ларенков: Проект у меня некоммерческий, для души, все работы я выкладываю в свой блог в Живом журнале. Кроме военных фотографий очень интересно реконструировать в современном снимке утраченные памятники, старинные здания и церкви. И здесь у меня еще много работы.

"Петербургский дневник": Знаю, что есть приложение, позволяющее "отбирать у тебя хлеб", – делать такие коллажи самому...

Сергей Ларенков: Приложение для смартфонов, которое позволяет, как ты сказала, "отбирать у меня хлеб", называется "Таймера". Я сам непосредственно участвую в этом проекте, помогаю разработчикам и занимаюсь его тестированием. 

Не вижу ничего плохого в том, что каждый с помощью смартфона теперь сможет проникать в прошлое. Это позволит лучше знать нашу историю, бережнее относиться к памяти предков, а значит, общество станет лучше.

По поводу так называемой мобилофотографии хочу сказать, что, если с помощью простой камеры в простом телефоне у человека получается отличная фотография, это как минимум достойно уважения.
Как-то Павел Маркин, мастер отечественной фотожурналистики, мне сказал: "Снимают не фотоаппаратом, а головой".

Закрыть