Борис Эйфман: Трагедия блокады - это живая боль
27 января состоится премьера балета "Реквием", посвященного 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Наш собеседник – художественный руководитель СПб государственного академического театра балета Борис Эйфман.
"Петербургский дневник": Премьера "Реквиема" посвящена 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Посмотреть балет приглашены ветераны и блокадники. Что двигало вами, человеком, не знавшим войны, когда вы решили приурочить премьеру к этой дате?
Борис Эйфман: Вспомним слова Владимира Высоцкого, говорившего, что он – человек, не бывавший на фронте, "довоевывает" в своих песнях.
Я родился в первый послевоенный год, и особое эмоциональное отношение к трагическим событиям Великой Отечественной заложено во мне на генетическом уровне. Очень важным моментом стал приезд в Ленинград. Когда я оказался здесь, то проникся строгой атмосферой города, в которой навечно застыла скорбь блокадных лет. Я общался с людьми, пережившими это страшное время, сопереживал им. Трагедия блокады для меня не просто траурная страница истории. Это живая боль.
И если наш театр сегодня может оказать моральную и духовную поддержку представителям старшего поколения, совершившим бессмертный подвиг, то наш священный долг – провести для них такой праздник на самом достойном уровне. Необходимо сделать все, чтобы ветераны, участники обороны города почувствовали безграничное уважение со стороны потомков.
"Петербургский дневник": Вы уже ставили на музыку Реквиема Моцарта одноименный одноактный балет. Чем нынешняя постановка отличается от первой?
Борис Эйфман: Первый спектакль был создан на сломе эпох. Тогда все искренне верили, что вот сейчас может начаться совершенно иная жизнь: чистая, справедливая, светлая. И это восторженно-вдохновленное состояние пронизывало новую постановку.
Сейчас же мне интересно рассмотреть тему непостижимости бытия несколько иначе: не только во вселенском масштабе (что изначально и было заложено в нашем балете), но и в контексте отдельной трагической истории России – того сурового времени, которое так проникновенно описано в поэме Ахматовой "Реквием". Именно по ее мотивам сочинен первый акт нового спектакля. Мы соединили музыку Моцарта и Шостаковича, балет и поэтическое творчество.
Для меня было очень важно, чтобы ахматовские строки проникли в самую суть спектакля и "зазвучали" бы в танце.
"Петербургский дневник": Борис Яковлевич, за годы своей творческой деятельности вы создали более 40 балетов, которые отличаются масштабностью тем, оригинальностью хореографического решения, глубокой философичностью. Многие из них поставлены по классическим произведениям. Чем вызван ваш интерес к столпам русской литературы?
Борис Эйфман: Великая литература – тот источник, припав к которому, хореограф способен обогатить свое искусство художественно и идейно, поднять его на принципиально новый эмоциональный и философский уровень. Речь не только о переосмыслении наследия русских писателей. Я ставил по произведениям Мольера, Золя. Сейчас сочиняю спектакль по роману Фицджеральда "Ночь нежна". Взаимодействие литературы и балетного искусства – процесс взаимонаправленный. Я не только черпаю вдохновение в бессмертных литературных шедеврах, но и стремлюсь открыть новые способы их восприятия, предложить неожиданный взгляд на всемирно известные тексты.
"Петербургский дневник": Премьера "Реквиема" – это социально-культурная акция. Так же как и открытая вами Академия танца, что заслуживает огромного уважения и благодарности. А как продвигается строительство Дворца танца?
Борис Эйфман: На данный момент определена архитектурная концепция "судебного квартала", частью которого станет Дворец танца. Ее автором является Максим Атаянц. Сейчас полным ходом идет доработка проекта, и скоро его финальный вариант должен быть готов. Считаю, что если мы говорим о создании не просто еще одного театрального комплекса, а концептуально нового, технически совершенного центра танцевального искусства, то торопиться не следует. Гарантией для меня являются обещания нашего президента.
"Петербургский дневник": В конце прошлого года в Петербурге прошел Международный культурный форум. Как вы оцениваете его значение и влияние на культуру и общество?
Борис Эйфман: Я рад, что сегодня, когда во всем мире расходы на культуру стремительно сокращаются, когда закрываются театры и распускаются труппы, в нашем городе проходит столь масштабное и содержательное мероприятие. В рамках форума была проведена презентация открывшейся в прошлом году Академии танца. Мы показали это новое образовательное заведение гостям – представителям ведущих балетных школ мира. Также провели круглый стол по актуальным проблемам хореографического образования. Вместе с представителями известнейших школ мира мы обсуждали, как в современных условиях сохранить важнейшие традиции в области подготовки танцовщиков и развить инновационные методики их воспитания. Конечно, одна дискуссия – даже такая основательная – не решит всех проблем. То же касается и форума в целом. Но главное, что подобными мероприятиями обществу задается правильный вектор развития. И сегодня никому и в голову не придет воспринимать культуру как придаток к политической или экономической сфере. Все понимают, что она – стратегически важная часть нашей жизни.
"Петербургский дневник": 2014 г. объявлен Годом культуры в России. Считаете ли вы это событие знаковым?
Борис Эйфман: Безусловно. И наш театр со своей стороны готов направить все силы на то, чтобы этот год был проведен плодотворно. Я жил и работал в разные эпохи: в советскую, перестроечную, в период 1990-х гг. О культуре всегда говорилось много. Но только сейчас я вижу, что государство готово последовательно реализовать по-настоящему созидательную программу в данной области, предоставляя творцам самые широкие возможности для самовыражения. Другой вопрос: чем деятели культуры готовы ответить на такое внимание. Способны ли они совершить подлинный прорыв, подарить миру новые шедевры. Не хочется, чтобы художественная жизнь свелась к вялотекущему процессу. Культуру должны обогатить новые имена и ошеломительные идеи.
"Петербургский дневник": О вашей работоспособности слагают легенды. Как вы выдерживаете такие нагрузки?
Борис Эйфман: Физических сил с годами не прибавляется. А вот творческих идей и замыслов, наоборот, становится все больше. Поэтому происходит полная внутренняя мобилизация. И из этого азарта созидания, из осознания того, что сочиняемые тобой спектакли, возможно, переживут тебя самого, черпаются новые силы. Чем больше трудишься и отдаешь, тем больше получаешь. Так что рецепт простой: нужно всецело сосредотачиваться на своей работе. Не жаловаться на судьбу, не жалеть себя, а непрестанно идти вперед.
"Петербургский дневник": Ваши дальнейшие планы?
Борис Эйфман: 10 и 11 февраля на сцене Александринского театра пройдут повторные показы "Реквиема". 3 февраля зрители увидят балет "Роден". А в начале марта этот спектакль будет впервые представлен в Киеве. Надеюсь, мы сможем достойно представить современное балетное искусство России.