Яндекс.Метрика

Больше, чем друг

Сотовый телефон уже давно перестал быть предметом роскоши. Более того, он плавно перешел в категорию предметов первой необходимости: представить себе выход из дома без мобильника могут немногие, да и дома зачастую выбор делается в пользу сотового телефона, а не стационарного.

Сотовый телефон уже давно перестал быть предметом роскоши. Более того, он плавно перешел в категорию предметов первой необходимости: представить себе выход из дома без мобильника могут немногие, да и дома зачастую выбор делается в пользу сотового телефона, а не стационарного. Изменился и сам гаджет: высокими темпами растет популярность смартфонов, к тому же все чаще можно встретить человека, пользующегося не одним мобильным устройством, а несколькими, один из которых – смартфон, а второй – планшет.  

2013 год показал, что «смартфонизация» России идет полным ходом. Так, по данным компании МТС, в России в 2013 году было продано 19,7 млн, что на 54,2% больше, чем в 2012 году. Например, только розничное подразделение МТС по итогам 2013 года увеличило продажи смартфонов 65%. По данным компании «Евросеть», по сравнению с 2012 годом продажи смартфонов в СЗФО выросли в количественном выражении на 46%, а в денежном – на 32%. Таким образом, на Северо-Западе в количественном выражении доля смартфонов выросла на 15% до 46%, а увеличение доли сегмента на рынке в денежном выражении составило 13%. При этом средняя цена смартфона в 2013 году упала на 10% до 9,7 тыс. руб. 

На рынке планшетов наблюдается похожая ситуация. В МТС называют эту категорию товаров самой быстрорастущей: продажи планшетов в 2013 году в сравнении с 2012 годом увеличились в 2,14 раза в штучном выражении, и в 1,6 раза – в денежном. Всего в 2013 году ритейлеры реализовали 6,9 миллиона планшетов на 78,7 млрд рублей. Только в четвертом квартале 2013 года в целом по России планшеты приобрели в семь раз больше россиян, чем двумя годами ранее, так что каждый третий купленный в последний квартал 2013 года интернет-гаджет – это планшет.

Эту же тенденцию отмечают и в «Евросети»: рынок планшетов в СЗФО в 2013 году по сравнении с предыдущим годом вырос на 113% в штучном выражении и на 62% - в выручке. При этом, как и смартфоны, планшеты существенно подешевели: средняя цена планшета в 2013 году стала на 24% ниже показателей 2012 года. 

«Говорить о том, что меняется пользователь гаджетов, было бы неправильно, - объясняет интерес потребителей к смартфонам и планшетам Олег Артамонов, технический эксперт департамента мобильных решений Samsung Electronics, - меняются устройства, которые обеспечивают потребности всё большего числа пользователей со всё меньшими ограничениями. Собственно, именно это — какие потребности удовлетворяют устройства и какие ограничения накладывают — и определяет их популярность. Пока планшеты были толстыми, тяжёлыми и работавшими два-три часа на одной зарядке, их использовали в крайне ограниченном числе случаев, фактически как очень специфическую замену ноутбука; потребность «лежать на диване и смотреть кино» они удовлетворяли, но имели слишком много минусов, чтобы серьёзно рассматривать их в этой роли. Как только эти минусы благодаря развитию технологий были сняты, и планшеты стали лёгкими устройствами с десятью часами автономности — их популярность стала расти семимильными шагами». 

«На популярность гаджетов в первую очередь влияет уровень покрытия мобильного интернета и увеличение зон Wi Fi – без них смартфон становится аналогом электронной запиской книжки. Следующим фактором, влияющим на популярность, служит взрывоподобный рост приложений, позволяющих удовлетворять потребности пользователей. А там уже пользователь пробует на вкус эти приложения и выбирает нужные для себя. Планшет, как правило, это второе устройство, используемое для потребления мультимедиа контента», - рассказывает директор Северо-Западного филиала ОАО «МегаФон Ритейл» Дмитрий Адушев.

«Несомненно, с момента появления в середине 90-х первых «умных» телефонов изменились и сами эти устройства, и наше представление о них, да и сам пользователь тоже изменился, - комментирует динамику рынка Александр Юпатов, генеральный директор «Телемикс Лтд.». - Сначала это были устройства, соединившие функции КПК и мобильного телефона в одном смартфоне для «деловых» людей – «белых» воротничков, которым был важен общественный статус самого себя как продвинутого пользователя и более богатые функции такого «умного» телефона по сравнению с обычным сотовым. С течением небольшого времени, чуть более 10-15 лет, два направления в развитии портативных гаджетов - КПК и сотовые телефона, до этого объединившись, снова разъединились на параллельные ветви, заново и повторно создав два тренда-направления - смартфоны и планшеты. Почему параллельных? Потому что сейчас грань между ними настолько тонка, что порой очень сложно отнести то или иное устройство к тому или иному классу как по функциональности, так и по техническим характеристикам. И на грани этих различий даже возникают новые классы устройств с новым обозначением – фаблет, планшетотелефон или телефонопланшет. Кроме того, и сам технический прогресс в сфере электроники идёт семимильными шагами. Устройства становятся меньше по размерам, гораздо более функциональнее, поддерживают все типы связи и, самое главное, становятся доступнее в финансовом отношении. Первый смартфон с монохромным дисплеем в 1994 году стоил почти $900, или по современному курсу почти 2000. За эти деньги сейчас можно приобрести два, а то и три топовых устройства от именитых фирм с самыми «продвинутыми» техническими характеристиками, соразмерными с характеристиками серьёзных вычислительных центров середины 90-х».

Электронный индикатор

Разумеется, при таком росте проникновении смартфонов и планшетов говорить о том, что такие гаджеты интересны только «гикам», не приходится: ими пользуются люди всех поколений независимо от профессии или образования. «Если говорить про текущее состояние рынка, то каких-либо заметных отличий между пользователями планшетов и смартфонов нет: оба класса устройств в полной мере «пошли в народ», то есть стали крайне популярными среди обычных людей с неспецифическими задачами, фактически попали в класс обычной домашней электроники», - добавляет Олег Артамонов.

Хотя, конечно, можно выделить категорию пользователей, наиболее активно приобретающих смартфоны и планшеты: «концентрация» гаджетов выше всего среди молодежи и мужчин среднего возраста.  

«По последним данным, портрет пользователя смартфонов и планшетных устройств такой - жители больших городов, в возрасте от 18 до 35, со средним доходом и выше, - приводит аналитические данные Полина Куликова, директор по маркетингу Северо-Западного региона компании «ВымпелКом» (ТМ «Билайн»). - Мужчин среди пользователей смартфонов и планшетов больше, чем женщин. Если обратиться к статистике, то больше половины россиян в качестве основного мобильного устройства для выхода в Интернет пока используют обычные сотовые телефоны, но доля пользователей смартфонов, коммуникаторов и планшетных компьютеров стремительно растёт. Например, более 70% выставленных на витринах в салонах связи телефонов - это смартфоны. Можно сказать, что смартфоны начинают покупать даже те, у кого нет потребности в широких функциях устройства или в постоянном интернет-серфинге. Объем рынка планшетных ПК в России стремительно растет, опережая мировые темпы, но пока основным сдерживающим фактором является стоимость девайса. Также нужно отметить, что планшеты постепенно начинают замещать стационарные ПК. 

«Наиболее типичный пользователь смартфона в России — это городской житель в возрасте от 18 до 34 лет, - соглашается Дмитрий Адушев. - Более взрослые пользователи (35+) составляют около трети от общего числа активных абонентов. Среди владельцев смартфонов высока доля пользователей, имеющих высшее образование (60%), постоянную занятость (76%) и доход свыше 25 тыс. рублей в месяц (67%). Планшет, как правило, - это второе устройство, используемое для потребления мультимедиа контента». 

«Характерных различий между пользователями планшетов и смартфонов в принципе нет, за исключением того, что среди владельцев смартфонов преобладают мужчины, - рассказывает Алексей Громаков, директор по маркетингу подразделения Huawei Device компании Huawei в России, - поэтому в этом сегменте рынка мы все-таки в большей степени ориентируемся на представителей сильного пола». 

Любопытно, но при выборе гаджетов россияне уже перестают ориентироваться только на бренд: теперь уже никого не удивит не самый известный китайский смартфон, как и китайский автомобиль – имиджу своего владельца они не нанесут сокрушительного удара. Да и функциональные возможности гаджета все чаще становятся определяющими при принятии решения о покупке. Таким образом, гаджет становится индикатором не столько успешности своего владельца, сколько его инновационной просвещенности.   

«У нас в России огромное внимание уделяется имиджу и пользователи с недоверием относятся к продуктам неизвестных марок, - утверждает Дмитрий Адушев. - Однако в последние 2 года наметился тренд на смещение фокуса интереса в пользу локальных российских брендов и китайских производителей, не в последнюю очередь благодаря тому, что обозначенные производители предложили очень привлекательное сочетание цены и качества и вплотную приблизились к ведущим мировым производителям. Например, Fly, согласно данным GFK, в октябре 2013 занял долю на рынке РФ в 7,2% (в штуках) и вплотную приблизился к Sony (7,4%)». 

«Имиджевая составляющая на мобильном рынке достаточно сильна, но тем не менее она не главная, - соглашается Олег Артамонов. - Главная – это функциональность, то, что мы называем «моделью использования»: какие мои задачи может удовлетворить это устройство, зачем именно оно мне нужно? Например, если я в дороге активно пользуюсь Интернетом или часто смотрю фильмы, то смартфон с большим экраном мне нужен не потому, что это модно, а потому, что большой экран для этих задач крайне удобен. Всё зависит от конкретного человека: кому-то в смартфоне в первую очередь нужен LTE, а кто-то вообще не планирует пользоваться мобильным Интернетом, но при этом хочет большой экран, чтобы с удобством читать книги, кто-то третий, напротив, предпочтёт смартфон мощный, но компактный. Для кого-то смартфон — это карманная игровая приставка, а для кого-то — мобильная рабочая станция; они оба в итоге могут купить одну и ту же модель (например, наш GALAXY Note 3 прекрасно подойдёт для обеих ролей), но исходить будут из совершенно разных предпосылок и параметров: для одного важен максимально мощный процессор, а для другого — S Pen и многооконный режим». 

Белые вороны

Несмотря на такую радужную картину, есть те, кто не будет покупать ни планшет, ни смартфон. Если с первым, планшетом, для многих ситуация просто не ясна, так как нет уверенности в том, что устройство необходимо, то от смартфона некоторые отказываются – и вовсе не из-за стоимости. Среди причин – возраст или даже принципиальное нежелание «смарфонизироваться», присутствующее на рынке наряду с трендом удаления своих аккаунтов из соцсетей.  

«Да, безусловно, до сих пор существует небольшой процент пользователей, которым тяжело осваивать по тем или иным причинам современные устройства, - объясняет Алексей Громаков. - К такой категории людей, в первую очередь, относятся пожилые люди. Если смотреть с точки зрения доступности, то, конечно, обычные мобильные телефоны позволяют охватить весь рынок, ведь их может приобрести каждый. Однако, принимая во внимания тенденцию неуклонного роста пользователей «умных» устройств, процент отказа от гаджетов в пользу обычных «звонилок» очень мал».  

«Фактически с появлением на рынке дотационных моделей смартфонов (Login от МегаФон) людей, кто по причинам цены не мог себе позволить приобрести смартфон, практически не осталось, - утверждает Дмитрий Адушев. - Существует достаточно большая группа людей, которая не хочет или не может пользоваться гаджетами – и тут вопрос еще до конца не изучен. Озвученный тренд отказа от высокотехнологичных устройств в пользу «простых звонилок» - это не российское явление, он проявился на более развитых рынках. В России же активно проходит замещение телефонов смартфонами, только в октябре 2013 года было зафиксировано снижение доли продаж обычных телефонов ниже 50%». 

«Сейчас всё более популярными становятся устройства даже для малышей, не говоря уже о школьниках, - говорит о проникновении гаджетов во все слои населения Александр Юпатов. - Представьте себе карапуза 3-4 лет, сидящего за игрушкой на планшете, или школьника, едва изучившего азбуку, но уже сидящего со смартфона в твиттере или какой-либо социальной сети специально для детей, а может и для взрослых. Мир людей меняется всё быстрей благодаря и тому, что меняется и мир вещей вокруг людей. Да, человек консервативен, но с течением времени технический прогресс смягчает эту консервативность. Наши бабушки и прабабушки стирали бельё руками, а теперь эти бабушки скачивают рецепты новых блюд из интернета, обмениваются новостями с помощью электронной почты и используют видеосвязь со своими внуками, находящимися на другой стороне Земного шара. Сейчас можно стать более оригинальным, если ты не пользуешься продуктами технического прогресса, чем наоборот, когда их используешь. Крупные корпорации уже обратили свой взор на рынки «неблагополучных», «бедных» стран, выпуская вполне «умные» устройства-смартфоны и планшеты стоимостью $50-100. Так что если и есть в мире ещё не «заражённые» техническим прогрессом люди, то это в большинстве случаев связано с принципиальным отказом от такового». 

Правда, не все считают такую тенденцию достойной внимания. «Фактически, ни таких изгоев, ни такого тренда нет, - утверждает Олег Артамонов. - Есть некоторые крайне специфические области, где могут быть предпочтительны специфические устройства — например, смартфон, недавно разработанный в России специально для РЖД и предназначенный для применения в уличных условиях, в том числе под дождём или при температурах существенно ниже нуля. Но если мы говорим об обычных потребительских устройствах, то здесь есть лишь движение в пользу более современных и более функциональных устройств. Сейчас в России примерно половина абонентов сотовой связи ещё пользуется обычными телефонами — но их число сильно сокращается с каждым годом, с переходом этих людей на смартфоны». 

Долгая жизнь

Между тем одним из самых существенных недостатков гаджетов является их далеко не долгая жизнь. Эксперты рынка называют разные цифры: кто-то дает гаджетам 2-3 года жизни, а кто-то и меньше – всего год или два.

«Средний период жизни устройства – один-два года, - оценивает Алексей Громаков. - Хотя, безусловно, все зависит от приоритетов использования гаджета. Например, геймеры обновляют свои устройства чаще, чем те, кому нужен смартфон только для звонков и мобильного интернета. Тем не менее никакой гаджет не застрахован от «морального устаревания» или морального износа, который наступает в момент выхода моделей с характеристиками, в два-три раза превосходящими оригинал». 

Дмитрий Адушев также оценивает срок жизни гаджетов: «В среднем устройство живет 1-2 года. Желание сменить аппарат появляется с выходом новой модели и расширением функционала устройств. Рынок переживает мобильную революцию, устройства становятся мощнее, экраны больше и качественнее, приложения сложнее и функциональнее. К тому же модель делает «старой» отсутствие поддержки производителем: становится невозможным заменить аккумулятор, отработавший свой ресурс, появляются приложения, требующие более мощную «начинку».

Полина Куликова смотрит на ситуацию чуть более оптимистично: «Средний срок жизни гаджета, по нашим оценкам, порядка 2-3-х лет. За это время технологии меняются достаточно сильно, и старое устройство уже не может удовлетворить всех потребностей своего владельца. Морально устаревшей модель делает появление новых революционных технологий: LTE, доступ по отпечатку пальца, управление жестами, фотокамера высокого разрешения и гибкий дисплей».

«На частоте замены сказывается не только моральное устаревание, но и тот факт, что это носимые устройства, а значит, они сильно подвержены банальному износу, чаще роняются, чаще теряются и так далее, - добавляет Олег Артамонов. - Если же говорить о моральном устаревании, то, как ни странно, сейчас это в меньшей степени требования программного обеспечения, а в большей — развитие самих смартфонов: каждое следующее поколение приобретает более качественные экраны, становится тоньше и легче, обзаводится дополнительными функциями и так далее». 

От необходимого к лишнему 

С учетом тенденции к снижению средней стоимости смартфонов и планшетов при выборе гаджетов все больше внимания пользователи уделяют именно функционалу. 

«При выборе в первую очередь необходимо обратить внимание на технические параметры устройства – объем оперативной памяти и частоту процессора, - считает Полина Куликова.  - Второе – разрешение и размер экрана: на смартфонах с небольшим разрешением управлять современными приложениями тяжело. Третье – это внешний вид и эргономичность устройства, а четвертое – поддержка сетей четвертого поколения, развитие которых обещает принести новые возможности для пользователей смартфонов и планшетов».

«Идеального устройства не существует, всё зависит от персональных предпочтений отдельного человека – будь то размер экрана, качество создаваемых фотографий, мощный процессор или большая батарея, - поясняет Алексей Громаков. - Следует сразу оговорить, что наша компания – лидер в области LTE и телекоммуникационных сетей нового поколения, большинство наших новых планшетов и смартфонов имеют поддержку 4G. Говоря об этой инновационной технологии, нужно понимать, что первичным фактором здесь является развитие сетей (модемы и роутеры от операторов – двигатели рынка), которые создадут условия для появления и распространения соответствующего оборудования. На данный момент для большинства пользователей наличие 4G является скорее бонусом, чем определяющим фактором для покупки».

Привлекают пользователей смарфтоны и планшеты в том числе и тем, что их можно легко «персонализировать», закачав необходимые именно тебе приложения. 

«Смартфоны содержат в себе неиссякаемый функционал, постоянно пополняющийся новыми мобильными приложениями, - утверждает Полина Куликова. - Многие компании делают ставки на разработку венчурного софта, еще не изучив потребности потенциального пользователя. Наиболее интересными сейчас являются социальные сервисы, предоставляющие возможность обмениваться фотографиями, документами, информацией о местоположении, мгновенными сообщениями, видео и т.п., а также картографические, навигационные сервисы. Особую актуальность получают облачные сервисы, позволяющие расширить возможности устройства и застраховать себя от возможности потери важной информации. Основной драйвер рынка приложений – увеличение количества смарт-устройств, но это скорее горизонтальная эволюция. Прогрессивный драйвер – приложения, позволяющие экономить время: электронные гипермаркеты, приложения с доставкой еды, позволяющие определять местоположение общественного транспорта или следить за здоровьем – пульсом, давлением, предлагающие диеты, физические упражнения. Чуть более отдаленная перспектива - приложения дополненной реальности, которые по прогнозам должны «взорвать» рынок».

«Сегодня для смартфонов произведено огромное кол-во приложений, которые позволяют использовать устройство очень широко, например, как навигатор, мп3-, видеоплеер, фотоаппарат, видеокамеру, переводчик, компас, и т.д., и т.п. – соглашается Дмитрий Адушев. - Наиболее частые действия в мобильном Интернете сейчас – это проверка электронной почты, чтение онлайн-изданий, общение и чтение новостей. Как минимум раз в неделю 90% владельцев смартфонов отправляют текстовые сообщения, 75% регулярно проверяют электронную почту, а 65% — используют мобильные мессенджеры. Таким образом можно сделать вывод что смартфоны используются по назначению – и не «простаивают» в качестве только имиджевой игрушки». 

Однако не все так радужно. «Разумеется, в современном смартфоне столько функцией – особенно если учесть количество доступных сторонних приложений – что ни один пользователь не будет знаком со всеми, - добавляет ложку дегтя Олег Артамонов. - Как известно из «правила 80/20», 80% пользователей используют лишь 20% функций — но фокус в том, что для каждого из этих пользователей эти двадцать процентов могут быть свои, не такие, как у остальных. Можно было бы приводить статистику, что такой-то функцией пользуется такой-то процент пользователей, но это будут лишь пустые числа. Прелесть же современных смартфонов в том, что даже если нужная вам функция востребована, скажем, у 0,1% пользователей — она всё равно будет вам доступна без каких-либо препятствий. Фактически благодаря сторонним приложениям смартфоны стали универсальными устройствами, которое каждый может собрать «из кубиков» персонально для себя. Разумеется, аппаратные ограничения никуда не исчезают, но чем дальше – тем менее они существенны». 

«В погоне за универсальным покупателем производитель вынужден постоянно расширять универсальность своих устройств, иногда и в ущерб удобству использования, - считает Александр Юпатов. - 80, а то и 90% пользователей даже не удосуживаются прочитать инструкцию для своего устройства: кому-то лень, кто-то не совсем понимает технические термины. А результат этого – эти же 80-90% неиспользованной функциональности устройств. Таким образом, мы платим производителю устройств и разработчику программного обеспечения за функции, которые нами не востребованы».

Движение по вектору 

В ближайшем будущем рынок смартфонов и планшетов продолжит расти. Соответственно, эксперты ожидают, что наша «привязанность» к гаджетам станет еще более крепкой. Двигателем прогресса останутся новые технологии – именно они будут задавать вектор развития.   

«Каждый год появляются новые технологии, которые выводят устройства на новый, более высокий уровень. Например, NFC-кошельки, позволяющие оплачивать покупки просто приложив смартфон к терминалу, биометрическая защита (отпечаток пальца) для безопасного хранения данных и т.д. Благодаря своим возможностям смартфоны и планшеты являются незаменимыми спутниками людей в их повседневной жизни, - говорит Алексей Громаков. – С помощью одного-единственного устройства можно посмотреть фильм и послушать музыку, равно как поработать с документами и пообщаться в социальных сетях».  

«Рынок смартфонов будет расти высокими темпами последующие 3-4 года, пока проникновение не достигнет 70-80%, причем продажи смартфонов также будут расти из года в год, - прогнозирует Полина Куликова. - Рынок планшетных ПК также будет расти ближайшие 2 года, но максимальное проникновение в население не превысит  30%, отчасти потому, что смартфоны и планшеты являются взаимозаменяемыми, при этом смартфоны имеют функционал передачи голоса. Сейчас многие абоненты уже имеют потребность в 4G: операторы построили сети четвертого поколения, однако соответствующих доступных устройств пока немного. Сейчас проникновение смартфонов с поддержкой 3G составляет порядка 30-40%, при этом проникновение 4G устройств не превышает 1-2%. Конечно, запуск сетей первичен: незачем производить оборудование, которое не будет востребовано рынком. Так что в будущем количество гаджетов с поддержкой 4G будет увеличиваться». 

«Во-первых, будут развиваться так называемые носимые гаджеты — умные часы, фитнес-браслеты и так далее, которые фактически выступают интерфейсными устройствами по отношению к смартфонам и планшетам; таких устройств будет становиться всё больше, а сами они — всё разнообразнее, - считает Олег Артамонов. - Во-вторых, гонка технических характеристик приведёт к тому, что часть из них перестанет иметь значение: например, когда-то разрешение экрана было весьма важным параметром, сейчас разницу между 300 ppi и 400 ppi видят только те, кого она интересует изначально, а через пару лет, с выходом и распространением на рынке мобильных экранов UHD-форматов, численное значение разрешения потеряет смысл — любой экран будет настолько чётким, что разглядеть на нём отдельные пиксели невооружённым глазом будет принципиально невозможно. В-третьих, ключевым станет развитие программных экосистем — выйти на мобильный рынок новым игрокам станет легче благодаря всё большему упрощению портирования приложений с одной платформы на другую».

Закрыть