Иркутские астрономы сняли взрыв звезды, произошедший 12 млрд лет назад

Взрыв звезды, который произошел 12 млрд лет назад, смог сфотографировать телескоп Иркутского госуниверситета. Свет от древнего взрыва только сейчас добрался до Земли.

Сначала всплеск космического гамма-излучения зафиксировала орбитальная обсерватория "Свифт", она передала сигнал на телескоп-робот "Мастер" ИГУ и тот начал съемку.

"Телескоп в Тункинской долине оказался первым в мире телескопом, который зафиксировал слабый свет от далекого космического взрыва", – рассказал директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев.

Астрономы удивились - видимая звездная величина объекта составила 16,5, что в 20 тысяч раз меньше, чем у самой слабой звезды, видной невооруженным глазом.

На помощь иркутским ученым пришел самый большой в мире оптический телескоп Gran Telescopio Canarias, который стоит на вершине вулкана Мучачос на острове Ла-Пальма на Канарах.

Он смог получить спектр нового оптического источника. И уже тут астрофизикам оставалось только поражаться - выяснилось, что расстояние до звезды превышает 12 млрд световых лет. То есть на Земле только сейчас смогли увидеть вспышку от взрыва, который произошел в глубокой древности.

Чтобы яснее представить, насколько далека та звезда от нашей планеты, отметим: расстояние от Земли до Солнца составляет чуть более 8 световых минут.

"Свет от древнего источника шел к нам 12 миллиардов лет. Подавляющего большинства звезд и галактик тогда еще не существовало. Во всей Вселенной в те времена еще не было ни одной планеты. И только через 8 миллиардов лет после обнаруженного всплеска сформировалась Солнечная система вместе с Землей", - приводит пресс-служба ИГУ слова Сергея Язева.

Ученые предполагают, что этот взрыв 12 млрд лет назад породил одну из черных дыр. Теперь к найденной иркутскими астрофизиками звезде приковано внимание всех исследователей космоса в мире.