Яндекс.Метрика
  • Лидия Маслова «ТАЙНЫЙ СОВЕТНИК» / «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК»

Черная кошка в темной комнате: можно ли победить этническую преступность?

По данным Следственного комитета, четверть преступлений, совершенных в Петербурге и Ленобласти, на совести мигрантов. Рост, по мнению экспертов, связан с неконтролируемым притоком рабочей силы из стран СНГ.

По данным Следственного комитета, четверть преступлений, совершенных в Петербурге и Ленобласти, на совести мигрантов. Рост, по мнению экспертов, связан с неконтролируемым притоком рабочей силы из стран СНГ.

Часть иностранцев, приехавших за длинным рублем, предпочитают заработать его быстро, хоть и рискуя при этом попасть за решетку. Явление прогрессирует — об этом говорит, например, тот факт, что мигранты начали собираться в группы для совершения серий преступлений. Мы попросили прокомментировать ситуацию обычного полицейского среднего звена Сергея Иванова (фамилия изменена).

Соблазны большого города

Прирост «мигрантских» правонарушений в Петербурге составил 34 процента, в Ленобласти — 36. Наибольшая преступная активность зафиксирована среди уроженцев Средней Азии, особенно Узбекистана. По статистике, мигранты совершают почти каждое второе уличное нападение, каждое пятое убийство и каждое шестое преступление сексуальной направленности, в том числе изнасилование. Так, 2 ноября гражданин Узбекистана, будучи пьяным, находясь в одной из квартир на проспекте Обуховской Обороны, решил изнасиловать девочку 2008 года рождения.

Под предлогом покупки шоколадки для ребенка мужчина вышел с ней из квартиры на улицу, ударил, а после падения начал снимать с ребенка одежду. Злодея спугнули пешеходы.

Мнение полицейского Иванова: «Неверно обсуждать конкретный факт. Всегда на первое место выйдут эмоции. Но если мы говорим о фундаменте такого поведения, то тут необходимо посмотреть на то, как жили эти люди до посещения России. Возможно, это неполиткорректно, но лучше говорить начистоту. Основная масса двадцатилетних юношей, приехавших из Азии, жили если не в реликтовом обществе, то уж точно в условиях другой цивилизации. Например, подавляющее большинство из них не знало женщины. Для женитьбы нужен калым, а просто на улице, как у нас, там познакомиться с девушкой трудновато. Наверное, не надо быть физиологом или психологом, чтобы понять, что с таким человеком происходит, когда он попадает в мегаполис со свободными нравами».

Против чужих и своих

В правоохранительных органах расходятся во мнении насчет причин роста мигрантской преступности. Одни считают, что в Россию приезжают люди уже с криминальным прошлым. Другие уверены: гастарбайтеры не могут адаптироваться в незнакомой языковой и поведенческой среде и поэтому совершают преступления. Но все сходятся в одном: нынешняя ситуация — результат непродуманной миграционной политики.

В полиции фиксируют: в последнее время преступность мигрантов стала организованной. Выходцы из одного региона для постоянных «заработков» сбиваются в группы. Действуют агрессивно.

Например, в августе 2013 года этническую банду выходцев из Средней Азии, грабившую в Петербурге китайцев, изобличили в серии преступлений и предъявили обвинение в бандитизме. Для передвижения по городу группа использовала разные автомобили, осуществляла контрнаблюдение, для конспирации постоянно меняла абонентские номера телефонов. Сумма добычи только от пяти нападений переваливала за 2 миллиона рублей.

В полиции оговариваются: часть мигрантских преступлений (6 процентов) совершены в отношении земляков или уроженцев из других республик СНГ. При этом из них 38 процентов — убийства, 35 — причинение тяжкого вреда здоровью, и 33 процента — разбои.

Так, в июне прошлого года мигранты похитили прораба, задолжавшего им 250 тысяч. В полицию обратился знакомый строителя. По его словам, к прорабу, уроженцу Таджикистана, приехали неизвестные и под угрозой ножа посадили его в «Мерседес» с латвийскими номерами. Мужчину увезли к станции метро «Проспект Большевиков», где удерживали. Прораб из машины позвонил 23-летнему сыну, который приехал на место и уговорил похитителей оставить в заложниках его вместо отца. Позже выяснилось, что конфликт произошел между земляками. Прораб задолжал бригаде строителей за работу.

Эти деньги, как выяснилось, присвоил себе его сын. Впрочем, конфликтующим сторонам удалось разрешить противоречия, и потерпевшие заявили, что не имеют претензий к похитителям.

Мнение полицейского Иванова: «Ни общество, ни полиция не знают и не контролируют процессы, происходящие внутри этнических общин. Разговоры о том, что там есть авторитетные лидеры — безосновательны. Никаких уважаемых аксакалов нет. Они сами внутри своих общин воюют, крышуют, похищают друг друга. До нас порой доходят лишь отголоски этих процессов в виде уголовных дел. Мы категорически не в курсе, что на самом деле происходит в мигрантской среде, и непонятно, как в этот курс входить».

Где хоронят «нелегально умерших»?

В последнее время приезжие стали агрессивно себя вести не только с жертвами своих преступлений, но и с полицейскими. Первый такой инцидент произошел 9 мая 2013 года. 23_летний гражданин одной из среднеазиатских республик, задержанный за административное правонарушение, к тому же еще и пьяный, ударил инспектора батальона № 2 полка Патрульно_постовой службы. А еще спустя 9 дней, когда на проспекте Ветеранов по подозрению в совершении преступления задерживали 30_летнего безработного мигранта, тот ударил одного из полицейских ножом.

Мнение полицейского Иванова: «Пока ни одно государство в мире не смогло показать, как эффективно бороться с великим переселением народов. Примерно десять лет назад миграционная служба Парижа выдала сенсацию — согласно отчетности за год, из 250 тысяч проживающих в Париже китайцев ни один не умер. Все дело было в том, что паспорта умерших тут же передавались другим китайским мигрантам, а французские полицейские не могли отличить их на фото. Примерно то же самое происходит и в Петербурге. Неплохо бы подсчитать, сколько из 600 тысяч живущих в Питере граждан Узбекистана теоретически должно было скончаться за год. Потом запросить грузовые терминалы в аэропорту и на железной дороге, сколько тел было отправлено родным. Думаю, мы удивимся. Тогда возникает другой вопрос: где хоронят «нелегально умерших»?

Треть задержанных — без документов

По преступности среди приезжих полиция в основном бьет профилактическими операциями. Такими как «Нелегал», «Нелегальный мигрант», «Жилой сектор». Например, в ходе «Нелегального мигранта» в 2013 году было проверено 12 540 иностранных работников и 3706 работодателей, использующих их труд. Нарушения нашлись практически везде. 3458 попали под административное законодательство. В апреле прошлого года в ходе проверки крупнейших рынков и оптовых баз города комиссия из силовиков и контролеров выехала на Апраксин рынок. И обнаружила там 150 иностранцев, нарушивших режим пребывания на территории города и страны. Примерно у трети вообще отсутствовали документы. Их доставили в полицию для установления личности. Остальные были направлены в УФМС для проверки подлинности их документов.

Однако, как признаются сами правоохранители, подобные меры не приводят к коренному улучшению ситуации. Поэтому, пока миграционное законодательство медленно меняется, город вынужден приспосабливаться и предпринимать все возможное для ассимиляции мигрантов. Даже тех, кто к этому не готов.

Мнение полицейского Иванова: «Население сейчас нередко «наезжает» на полицию за то, что среди личного состава много выходцев из стран СНГ. А это, на самом деле, не так плохо. Такие сотрудники порой помогают разговорить задержанных мигрантов. Случаи кумовства тоже бывают. Но не часто. К тому же основные должности, на которые приходят уроженцы Кавказа и Средней Азии, — участковые, сотрудники дежурной части, оперативники уголовного розыска».

Закрыть