Яндекс.Метрика

Доступность образования, культуры и спорта для инвалидов обсудили в Петербурге

В межрегиональной конференции "Права инвалидов: доступность образования, культуры и спорта", прошедшей сегодня на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, принял участие Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов.

Доступность спорта, образования и культурных ценностей для людей с ограниченными возможностями обсудили сегодня эксперты в Петербурге.

В межрегиональной конференции "Права инвалидов: доступность образования, культуры и спорта", прошедшей сегодня на базе Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, приняли участие Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов, ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Валерий Соломин, вице-спикер Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Павел Солтан, председатель Общественной палаты Санкт-Петербурга Николай Буров,  директор Института коррекционной педагогики РАО Николай Малофеев, уполномоченный по правам человека в Архангельской области Любовь Анисимова, представители уполномоченных по правам человека Северо-Западного федерального округа, Министерства образования и науки РФ, руководители органов управления образованием субъектов федерации, ведущие российские ученые-дефектологи, кураторы культурных проектов для инвалидов Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Санкт-Петербургской государственной библиотеки для слепых и слабовидящих, победители и призеры Паралимпийских игр, лидеры общественных объединений инвалидов и другие.

На мероприятии обсуждались текущие вопросы апробации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); пилотные проекты ведущих петербургских музеев и спортивных учреждений в сфере вовлечения инвалидов в жизнь общества.

Открывая конференцию, Валерий Соломин отметил, что Герценовский университет - наследник и продолжатель традиций Санкт-Петербургского воспитательного дома, в котором было открыто первое в Российской империи училище для глухонемых детей. "Именно здесь началось становление российской практики систематического обучения людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в Герценовском университете на факультете коррекционной педагогики готовят уникальных специалистов для обучения людей с нарушениями речи, с проблемами в интеллектуальном развитии, с нарушениями зрения, психологов и педагогов для инклюзивного обучения", - сказал он.

Александр Шишлов обратил внимание на то, что существует  "медицинский" и "социальный" походы к инвалидности. Согласно первому в основе понимания инвалидности лежит признание факта наличия у человека  каких-либо ограничений в состоянии здоровья. Такой подход формирует отношение к инвалидам как к больным людям, поэтому при принятии мер по улучшению их положения акцент ставится на терапию и реабилитацию. "Социальный" подход акцентирует внимание не на дефектах человека, а на тех социальных ограничениях, которые мешают ему в полной мере реализовать свои возможности. С такой точки зрения инвалидность рассматривается как наличие физических, информационных и иных барьеров. В России до недавнего времени преобладал "медицинский подход".

По мнению Александра Шишлова, ситуация начала меняться после того, как в 2012 году наша страна  ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, принятую резолюцией Генеральной Ассамблеей ООН от 13 декабря 2006 года и ратифицированную уже 145 государствами. Документ направлен на обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.

"В августе 2014 года Российская Федерация должна представить  Комитету ООН по правам инвалидов свой первый доклад о мерах, принятых для реализации положений Конвенции. Полагаю, что наша конференция может способствовать тому, чтобы специалисты из академического и педагогического секторов вместе с представителями органов государственной власти и общественных организаций инвалидов оценили, как реализуются положения этой Конвенции, как исполняется российское законодательство в данной сфере, какие дополнительные меры необходимы, чтобы права инвалидов в нашей стране были защищены", - сказал Александр Шишлов.

Павел Солтан остановился в своем выступлении на принципах интеграции и универсальности, которые должны лежать во всех проектах по вовлечению инвалидов в жизнь общества. По мнению Павла Солтана, все эти проекты смогут быть качественно реализованы только тогда, когда государство перестанет рассматривать нужды людей с ограниченными возможностями здоровья как отдельные второстепенные задачи, а поймет, что доступ во все образовательные, медицинские, культурные и спортивные учреждения нужен не только инвалидам-колясочникам, но и, например, мамам с детьми. 

В сфере инклюзивного образования ключевой  по-прежнему остается проблема подготовки и переподготовки специалистов. В области физкультуры и спорта существует колоссальный разрыв между адаптивным спортом и спортом высоких достижений. Большинство паралимпийцев – это профессиональные спортсмены, получившие травмы во взрослом возрасте.

Ситуация с доступом людей с ограниченными возможностями здоровья к культурным ценностям развивается в нашей стране более интенсивно.  Так, в Санкт-Петербурге успешно реализуют различные программы для инвалидов Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный музей – памятник "Исаакиевский собор",  Государственный мемориальный музей имени А.В. Суворова,  Музей политической истории России и другие.

Закрыть