Яндекс.Метрика
  • Анастасия Филиппова

В Петербурге пятиклассник, лишенный компьютера, покончил с собой

В полицию пришла телефонограмма из детской больницы: врачи не смогли спасти 11-летнего мальчика со следами веревки на шее. Выяснилось, что ребенок повесился: у мальчика на целый день отняли компьютер.

В полицию пришла телефонограмма из детской больницы: врачи не смогли спасти 11-летнего мальчика со следами веревки на шее. Выяснилось, что ребенок повесился. Причина, как сообщают в аппарате уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светланы Агапитовой, оказалась очень простой и от этого еще более страшной: у мальчика на целый день отняли компьютер. Но психологи уверены, что это не единственный и даже не ключевой фактор.

Парень не был трудным, он рос в благополучной семье, его воспитывала любящая мама. Хорошо учился. Был домашним ребенком. Даже слишком домашним.

В школе к нему не было бы претензий, если бы он почаще туда ходил. Но у мальчика накопилось слишком много прогулов. Как теперь известно со слов его мамы, ребенок сбегал с уроков к компьютеру. Просиживал за играми почти круглосуточно. У него не было друзей, разве что виртуальные. Он вообще мало выходил из дома.

Учителя жаловались матери, но той не удавалось заставить сына ходить в школу. Обращения к психологам не помогали: женщина не смогла убедить ребенка пойти с ней на занятия в кризисный центр.

За 2 дня до трагедии ей снова позвонили из школы и сообщили о прогулах сына. И она прибегла к самому, как ей, видимо, казалось, эффективному методу воздействия – просто спрятала компьютер. На следующий день, войдя в комнату к сыну, мать нашла его в петле.

Психологи предполагают, что суицид мог носить демонстративный характер, то есть парень не планировал довести его до конца. Он совершил поступок практически на глазах у своей «обидчицы» – матери, поэтому был еще жив, когда его достали из петли. Скорая привезла ребенка в больницу, но медики не смогли его спасти.

Нездоровый интерес

Суициды, совершенные «компьютерными» детьми, увы, не редкость. Один из факторов – то, что у героя игры есть несколько жизней, а любое действие в компьютере можно отменить, нажав клавиши Ctrl и Z. Дети не всегда осознают, что в реальной жизни такой комбинации нет. Впрочем, психологи не склонны винить в детских суицидах одни только компьютерные игры. «Если ваш ребенок вдруг сроднился с компьютером, надо обратить внимание на его настроение», – считает генеральный директор Санкт-Петербургского фонда кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги» Ирина Алексеева.

Как отмечает психолог, для настоящей компьютерной зависимости погибший ребенок был слишком маленьким. В таком возрасте дети все-таки обычно управляемы, и при правильном подходе родителям удается с ними договориться. Поэтому ключевой момент – сколько времени чадо проводит за компьютером.

«Важно, есть ли у ребенка еще и какие-то другие интересы, – добавляет психолог. – Надо понять, почему он так много времени проводил за игрой. И если виртуальной реальности отдано было уже все время, то это очень серьезно».

Правда, замечает Ирина Алексеева, бывает так: зимой парень просиживает целыми днями у монитора, но едва потеплело – бежит на улицу. Если же он и в весенние каникулы или летом остается у компьютера, то пора идти к психологу. Причем непременно вместе с ребенком, чтобы специалист смог установить с ним контакт. И чем раньше родители спохватятся, тем больше шансов, что специалист сумеет ребенка «переключить».

Но главное – то, что происходит с ним в его внекомпьютерной жизни. Например, не пришлось ли ему резко сменить обстановку.

«Необходимость адаптироваться к новому коллективу – для ребенка всегда травма, – приводит пример Ирина Алексеева. – И что такое происходило в школе, если он туда не ходил?»

Если же родители видят, что ситуация вовремя не перехвачена, все зашло далеко и контакт со сверстниками у ребенка потерян – остался один компьютер, то ни в коем случае, считает психолог, нельзя предпринимать резких движений.

Закрыть